Институт Генплана Москвы презентовал на фестивале «Зодчество» трехтомник о московском метро

С 11 по 13 ноября Гостином дворе проходит XXVIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество 2020». Этот фестиваль – яркая демонстрация возможностей российской архитектуры. В этом году здесь порядка 50 специальных проектов из разных регионов страны.

На открытии фестиваля министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин приветствовал гостей и участников фестиваля, пожелав им успехов в реализации масштабных задач. «Один миллиард квадратных метров жилья мы должны построить до 2030 года. Прошу во всех регионах активнее развернуть работу по подготовке площадок для такого масштабного строительства. Также многое нужно сделать и в плане нормативного сопровождения этой задачи, прежде всего, речь идет о снятии административных барьеров», – заявил Ирек Файзуллин.

Кроме традиционно впечатляющей выставки на фестивале «Зодчество 2020» были организованы увлекательные конкурсная и деловая программы.

В рамках деловой программы «Зодчества» Институт Генплана Москвы провел серию мини-лекций, посвященных московскому метрополитену, и презентацию книги «Московское метро. Сеть. Линии. Станции». Авторы книги рассказали, как она создавалась, прочитали лекции и ответили на вопросы слушателей.

Напомним, что в середине 2020 года к юбилею столичного метро Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры подготовил и выпустил трехтомное историко-аналитическое издание, посвященное теме создания и развития Московского метрополитена. Книга, где метро рассматривается как многосоставный̆ феномен, объемная энциклопедия стилей̆ в русской̆ архитектуре XX–XXI веков, сможет заинтересовать широкий круг читателей от профессиональных архитекторов до любознательных горожан. Она будет интересна всем, кто хоть раз, забыв о столичной суете, замер в восхищении, любуясь арочными потолками, гигантскими люстрами, цветными витражами, изящными панно. Всем, кто хоть однажды потер нос бронзовой собаки на Площади Революции или оглянулся на скульптуру сурового старика в переходе с Белорусской кольцевой на Замоскворецкую линию.

Во вступительном слове директор Института Генплана Москвы Татьяна Гук пояснила: при всем множестве литературы о Московском метрополитене мало книг, посвященных темам формирования и развития сети и линий метро. Именно этот ракурс характерен для издания Института Генплана Москвы, что позволяет говорить о его уникальности.

«Современное развитие города неотрывно от развития метрополитена, а в книге отражена вся история проектирования и строительства московского метро. В частности, в интервью Юрия Васильевича Короткова, Михаила Германовича Крестмейна, Олега Артемовича Баевского, Сергея Олеговича Кузнецова», – отметила она. Татьяна Гук рассказала, что книга появится в продаже в начале следующего года, но уже сегодня любой желающий сможет получить ее в подарок, задав авторам лучший вопрос. 

Татьяна Гук представляет книгу "Московское метро. Сеть. Линии. Станции"
Татьяна Гук представляет книгу "Московское метро. Сеть. Линии. Станции"

Анна Броновицкая, кандидат искусствоведения, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель архитектурной школы МАРШ в своем видеообращении поздравила Институт Генплана Москвы с выходом книги, поблагодарила соавторов за плодотворную совместную работу, а затем рассказала об одном из сюжетов, которым занималась, – проектировании и строительстве Первой линии. «Строительство Первой линии метро сопровождалось невероятным пиаром – на эту тему было огромное количество публикаций, в том числе целых книг. Моей задачей было разобраться, что происходило на самом деле, насколько соответствуют истине те тезисы, которые мы привыкли слышать», – подчеркнула она.

Так, под сомнение были поставлены заявления о том, что начало строительства пришлось на 30-е годы и что строилось метро без зарубежной помощи. По словам исследовательницы, сеть, которую начали строить в 1931-1932 годах, была намечена задолго до этого. В 1913 году соответствующей проект инженера Евгения Кнорре был представлен в Москве на конкурсе городских железных дорог и был бы реализован, если бы не Первая мировая война. Затем к этой теме снова вернулись и продолжили разрабатывать дореволюционные проекты, при этом тщательно изучая зарубежный опыт.

Заместитель директора Института Генплана Москвы Игорь Бахирев в своей лекции «Сеть. Как строилось метро» познакомил слушателей с предысторией создания сети, знаковыми для ее развития временными периодами, когда утверждались генеральные планы столицы, и, наконец, с ее перспективами и новыми ориентирами.

Говоря о том, с чего все начиналось, он сравнил первых проектировщиков метро с канатоходцами из песни Владимира Высоцкого. Ведь их работа напоминала опасное балансирование – нужно было непрестанно доказывать, что деньги на проектирование метро потрачены не зря. В результате эта работа стала отправной точкой для огромной дальнейшей: проектирования и строительства новых линий, новых изменений схемы метро, связанных с расширением границ Москвы.

Настоящее Московского метрополитена – это, прежде всего, такой грандиозный и очень востребованный пассажирами проект как Московское центральное кольцо (МЦК), а его будущее – Большая кольцевая линия Московского метрополитена (Третий пересадочный контур), которая должна стать еще одним кольцом столичной подземки, система Московских центральных диаметров (МЦД), интеграция железной дороги в единую транспортную систему города. «Наши планы, что к 2035 году протяженность метрополитена должна составить 600 километров, очень реальны», – заключил Игорь Бахирев.

Александр Змеул, главный редактор портала Аrchspace, начал со слов о том, что сейчас уникальное время – такими быстрыми темпами транспортная система не развивалась никогда. Но без прошлого нет будущего и книга, о которой идет речь, появилась во многом благодаря тому, что Институт Генплана Москвы сохранил свои ценнейшие архивы. Посвятив свою лекцию теме архитектуры новых станций московского метро, Александр Змеул рассказал об их устройстве, структуре, особенностях оформления, роли в городском ландшафте. «Современный дизайн станций не имитирует старый. Это совершенно новый, актуальный, привычный и понятный нам язык архитектуры», – убежден главный редактор портала Аrchspace.

А книгу за лучший вопрос получил юноша, спросивший о существовании Метро-2. Он поинтересовался, как специалисты относятся к разговорам на эту тему и упоминается ли Метро-2 в трехтомнике Института Генплана Москвы. Правда, времени для ответа у авторов «Московское метро. Сеть. Линии. Станции» уже не оставалось, зато теперь автор вопроса сможет ответить на него самостоятельно.

Все статьи по теме
6 мин.

Похожие