Михаил Крестмейн: «МЦК, БКЛ и МЦД — основа агломерационного транспорта Москвы»

МЦК, БКЛ и МЦД — одни из крупнейших транспортных проектов Москвы за прошедшие десятилетия. Как выглядит будущее столичного транспорта и почему именно эти проекты актуальны в пост-ковидную эпоху рассказывает главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн. Материал опубликован в аналитическом альманахе «Здоровый Город. Оксюморон или реальность» № 2 (15) в 2020 году.

Угроза коронавируса на какое-то время вернула москвичей к частным машинам, потому что общественный транспорт стал местом опасности.

Возникает вопрос: в сложной эпидемиологической ситуации не пересядет ли москвич в личный автомобиль? И в связи с этим не столкнется ли Москва с новым кризисом транспортной системы?

Михаил Крестмейн
Михаил Крестмейн
Главный инженер Института Генплана Москвы

На этот счет у Москвы есть абсолютно четкий диагноз: все расчеты показывают – город не может допустить, чтобы более 20% пассажиров использовали личный автотранспорт. Это понимают и сами владельцы машин. Если все, кто имеет автомобиль, захотят в утренний час пик совершить на нем трудовую поездку, то вряд ли доберутся до работы даже к началу следующего дня.

Безусловно, сложившаяся эпидемиологическая обстановка повлияет в будущем на жизнь города, в том числе и на его транспортную составляющую. Иначе будут распределяться транспортные потоки, коррективы необходимо вносить в расписания – уменьшать интервалы движения и наполняемость подвижного состава посредством увеличения его количества. Период вынужденной самоизоляции для большой доли населения города продемонстрировал, что невозможность передвигаться по городу существенно раздражает и огорчает людей, то есть мобильность населения необходима.

Но общественный транспорт в любом случае останется востребован. Модернизация в Москве транспортной инфраструктуры и до пандемии была одной из первостепенных задач, останется таковой и после коронавирусного периода. Поэтому все усилия столичного правительства направлены на развитие общественного транспорта, особенно рельсового.

Напомню, в этом году исполняется 85 лет первому Генеральному плану Москвы. Благодаря плану 1935 года была заложена радиально-кольцевая структура столицы, и её метрополитена. Эта структура позволила городу выжить, и в послевоенный период и в сложные 90-е годы, планомерно наращивая количество и протяженность радиусов и колец. Одно из колец, Малое кольцо железной дороги, построенное в конце 19 века превратилось в пассажирскую линию – МЦК.

Начало строительства МКЖД (МЦК). Использованы материалы сайта «Московский транспорт» transport.mos.ru
Начало строительства МКЖД (МЦК). Использованы материалы сайта «Московский транспорт» transport.mos.ru

Транспортный эффект МЦК: повышение связности территорий, сокращение времени в пути и больший комфорт для пассажиров. Подчеркну, комфорт в поездке для пассажиров порой важнее затраченного на нее времени. Есть люди, которые предпочитают именно МЦК, даже если им до места назначения чуть быстрее было бы доехать на другом транспорте.

Градостроительный эффект – развитие прилегающих территорий: создание новых общественных узлов, формирование полифункциональной структуры, разгрузка исторического центра. Как следствие происходит повышение качества среды прилегающих к МЦК территорий благодаря их благоустройству.

Строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) – это не просто главный проект метростроения, а по-настоящему революционная идея, реализация которой приведет к существенному улучшению транспортной системы города. Проект БКЛ – следствие сложного, смелого и чрезвычайно
ответственного решения столичного руководства. Теперь к новому кольцу можно присоединить и Бирюлевскую, и Рублево-Архангельскую, и Коммунарскую линии. Жители, проживающие в зоне влияния новых линий, будут в полной мере обеспечены надежной транспортной инфраструктурой.

Строительство БКЛ. Использованы материалы с сайта Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы stroi.mos.ru
Строительство БКЛ. Использованы материалы с сайта Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы stroi.mos.ru

А ведь можно было пойти и по простому пути, а именно – строить только новые участки радиальных линий и продлевать их в новые районы. Однако серьезным специалистам было очевидно, что уже в 2010–2011 годах существующая схема метро себя исчерпала, так как в результате продления радиусы бы только перегружались. А новая кольцевая линия, во-первых, позволит разгрузить пересадочные узлы в центре, а во-вторых, создаст альтернативные маршруты передвижения.

Безусловно, наиболее значимым проектом последних лет стала программа развития Московских центральных диаметров, именно запуск МЦД наряду с МЦК и БКЛ формирует основу агломерационного транспорта столичного региона. Новая столичная программа даст масштабный положительный эффект. Маршруты МЦД выбраны не случайно. Это – зоны активного развития недвижимости. Например, на МДЦ Лобня – Одинцово в зоне влияния станций будет построено 2 млн кв. метров дополнительного жилья, а к расчетному сроку Генерального плана 4,5 млн кв. метров жилья. Кроме того, на прилегающих к диаметрам территориях может быть создано более 500 тыс. новых рабочих мест.

Открытые линии МЦД. Использованы изображения с Официального сайта Мэра Москвы mos.ru

Новое наземное метро, которое объединяет формат пригородно-городских электричек и столичного метро – пример, которому следуют все мировые мегаполисы, в которых до недавнего времени инфраструктура железнодорожного транспорта использовалась недостаточно. Еще в 2010 году, когда обсуждались первые предложения по Генплану, цифры были такие: в Москве 300 км метро и 290 км железных дорог. Метро перевозило 40% пассажиров, а железные дороги – всего 8%.

Благодаря реализации проекта «Московские центральные диаметры» положение изменится кардинально. Мы получим фактически новый вид транспорта большого города. С одной стороны, МЦД свяжут город и область, а с другой – прекрасно подойдут для передвижения в переделах Москвы.


В настоящее время железнодорожный транспорт эффективен разве что в периферийной части города, так как перевозит там большое количество пассажиров. Но ближе к центру происходит «провал» в пассажиропотоке.

Электрички, пересекающие центр, фактически возят воздух, потому что человек на поезде доезжает до ближайшей станции метро и дальше пользуется метрополитеном или наземным транспортом. То есть мощные рельсовые линии в центре используются неэффективно.
Также диаметры разгрузят наиболее напряженные участки метро, в первую очередь станции Кольцевой линии и ближайшие к ним. Но эффект ощутит не только метро. Дороги Москвы и ближнего Подмосковья станут свободнее. Значительная доля жителей Московской области добираются до столицы на собственных автомобилях. МЦД дадут им возможность выбора: они смогут комфортно и без пробок добраться до работы железной дорогой, а автомобиль использовать для подъезда к станциям.

Город и пассажиры получат новые маршруты передвижения, снизится
стоимость проезда на железной дороге, уменьшится маятниковая миграция, увеличится капитализация жилья вдоль новых линий, появятся новые общественные пространства. Нет никаких сомнений в том, что благодаря появлению Московских центральных диаметров произойдет децентрализация, которая подразумевает рассредоточение населения по территории всей агломерации.

5 мин.

Похожие