Портрет города: на стыке урбанистики и социологии

Каким должен быть мегаполис, в котором комфортно жить? Как грамотное городское планирование может формировать life-work balance? Что такое соучаствующее проектирование и как вовлечение жителей в процессы проектирования помогает менять города? 

В ходе дискуссии «Портрет города: на стыке урбанистики и социологии» ее участники ответили на эти и другие вопросы, поговорили о том, что такое идеальный для людей город, и постарались понять, можно ли достичь идеала. Модератором дискуссии выступила Евгения Муринец, архитектор, член Экспертного совета Минстроя России по формированию комфортной городской среды, советник губернатора Астраханской области.

Отвечая на вопрос, как в условиях плотной застройки и высокой плотности населения сделать жизнь горожан комфортнее, начальник управления перспективных проектов Института Генплана Москвы Виталий Лутц поделился наработками Института. Он рассказал о тренде приоритета развития качественных пешеходных пространств в городской политике. «Москва – законодательница мод и, в частности, моды на пешеходные пространства», – заявил Виталий Лутц.

Если раньше градостроители, прежде всего, заботились об удобстве пассажиров общественного транспорта и автомобилистов, то сегодня в центре их внимания пешеходы. В связи с этим особое значение приобрела тема связности пешеходных пространств столицы. Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яузы от Ботанического сада до Краснобогатырского моста, которую разработали в Институте Генплана Москвы, – яркое тому подтверждение. 

«Эта работа – ответ на запрос горожан и пример того, как локальными мероприятиями можно добиться глобальных эффектов. Она уникальна, потому что полностью посвящена пешеходным маршрутам как самодостаточному явлению», – подчеркнул начальник управления перспективных проектов Института Генплана Москвы.

А как быть, если выкроить место для общественных пространств в городе почти невозможно? Заместитель директора градостроительного отдела бюро Gillespies Мария Аксарина на примере Лондона пояснила, как при многоэтажной застройке и дефиците территорий это все-таки можно сделать.

Общественные пространства являются неотъемлемой частью лондонской городской среды несмотря на высокую плотность застройки, потому что создавать их на уровне земли вовсе не обязательно. Например, зимний сад на верхних уровнях офисного небоскреба 20 Fenchurch Street – именно такое пространство, доступное для всех, но не занимающее драгоценных метров лондонской земли. Еще один пример – строящийся офис Google с садом на крыше. Предполагается, что это будет самая большая «зеленая крыша» в Европе.

Продолжая разговор о качестве городской среды в связи с тенденцией на увеличение плотности населения, социолог, руководитель Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ имени А.А. Высоковского Кирилл Пузанов отметил: увеличение плотности не всегда приводит к снижению комфорта рядового горожанина, но при повышении плотности всегда повышается интенсивность социально-экономических связей, то есть люди чаще и теснее взаимодействуют. 

«Если социально-экономические связи в городе изначально не удовлетворяли горожан, то увеличение их интенсивности неизбежно приведет к снижению качества городской среды. Если эти городские связи работали правильно, то и увеличение плотности не станет дискомфортным», – пояснил он.

Иван Курячий, управляющий партнер компании «Новая Земля» в свою очередь рассказал о концепции «15-минутного города», которая активно популяризируется мэрией Парижа. Согласно этой концепции, комфортной жизнь в городе делает максимальное количество инфраструктуры разных видов в 15-минутной доступности, когда до любой из основных точек городского притяжения любой человек может добраться за 15 минут. 

Обратившись к примеру Ижевска, Иван Курячий показал, как на основе пешеходной доступности рассчитывается индекс инфраструктурной обеспеченности. Этот инструмент позволяет оценить удобство и достаточность городской инфраструктуры (детские сады, школы, поликлиники, спорткомплексы, театры, парки и т.д.), найти проблемные территории и определить приоритетные площадки развития. «Человекоцентричность – базовый принцип нашей работы. Важная ее часть – выявление и оценка запросов горожан, которые обязательно учитываются в проектах городского развития», – подчеркнул эксперт. 

При этом участие жителей в изменениях, происходящих с городом, меняет и самих людей, объединяя их в новые цельные сообщества, – убежден Юрий Шередега, сооснователь, главный архитектор проектно-консалтингового бюро SheredegaConsulting. «Соучаствующее проектирование, при котором горожане вместе разбираются с общими задачами и сообща формулируют запросы, позволяет команде проектировщиков лучше понимать, чего хочет данное сообщество», – также пояснил он. 

В заключение дискуссии своим опытом работы с городскими сообществами поделился преподаватель МВШСЭН Ярослав Ковальчук. Он рассказал, что за последние 10-15 лет российское общество претерпело значительные изменения. «В России появилось много людей, которым не все равно, что происходит вокруг. Это горожане, у которых есть свои интересы, которые объединены вокруг какой-то идеи и ценностей. Они постоянно заявляют о своем «праве на город» и их невозможно игнорировать», – заявил эксперт. 

По мнению Ярослава Ковальчука, соучаствующее проектирование развито в столице слабее, чем в других городах, но именно в Москве самые сильные городские сообщества. «Это приводит к постоянным конфликтам и это проблема. С другой стороны, проблема – всегда возможность для шага вперед, возможность для диалога», – считает он.

Предлагаем вашему вниманию полную версию онлайн-дискуссии «Портрет города: на стыке урбанистики и социологии», чтобы вы могли составить собственное мнение по данной теме.

5 мин.

Похожие