«Великокняжеский обет»

Большая Полянка – одна из центральных улиц Москвы, расположенная в районе Якиманка. Она берёт начало у Малого Каменного моста и доходит до Серпуховской площади. В наши дни Большая Полянка имеет общую протяжённость 1125 метров.

Изначально улица была в два раза короче и представляла собой отрезок дороги из Великого Новгорода в Рязань. На картах XVI столетия мы видим, что Полянка, начинаясь от Каменного моста, доходила только до Старомонетного переулка, после которого тянулись заливные поля. Именно эти поля и дали название улице, официально именующейся Полянка с XVIII века. В более ранний период, приблизительно с XVI до XVIII века, улица носила прозвание Космодамианская. Оно было связано с располагавшейся на её начальном отрезке древней церковью Космы и Дамиана, которая до 1933 года находилась по адресу Большая Полянка, дом 4, а затем была уничтожена.

До XIX века улица называлась просто Полянка, но с появлением параллельной ей Малой Полянки к названию прибавилось определение «большая», чтобы исключить путаницу.

После революции в 1918 году улица была переименована в соответствии с победившей идеологией и получила название Советская. Однако оно не прижилось, и уже в 1922 году топоним «Большая Полянка» вернулся на карты города.

В конце XVI века, после нашествия на Москву крымского хана Казы-Гирея II, Борис Годунов построил вокруг Москвы ещё одно кольцо оборонительных сооружений – Скородом. Деревянные крепостные стены проходили по территории современного Садового кольца и имели по всей своей протяжённости несколько охраняемых проездных ворот. На месте Серпуховской площади находились одноименные ворота, к которым от центра стягивались три магистрали – улицы Пятницкая, Ордынка и Полянка. В период Смуты деревянные крепостные стены были сожжены, и только спустя несколько десятилетий, в период царствования Алексея Михайловича, это защитное кольцо вокруг Москвы было возрождено с новым названием Земляной вал. Выезд из города за пределы крепостных укреплений с Полянки, Ордынки, Пятницкой и их окрестностей был возможен только через Серпуховские ворота или же было необходимо совершать большой и неудобный крюк до других крепостных ворот, расположенных в отдалении. Позже Земляной вал перестал играть свою изначально оборонительную роль, обветшал и в конце XVIII века был разобран. Однако именно наличие здесь в Средневековье крепостных ворот объясняет слияние трёх крупных улиц в районе современной Серпуховской площади и даёт представление об особенностях развития Москвы.

Население Большой Полянки издревле было ремесленным: в XV-XVI веках на ней проживали бондари – мастера, занимавшиеся изготовлением различных бочек и кадок, необходимых в хозяйстве. Также этих ремесленников называли кадашами.

Позднее, в XVII веке специализация слободского населения Большой Полянки поменялась, на улице разместились ткачи, занимавшиеся текстильным производством. В связи с этим Кадашевская слобода стала хамовной – от слова «хаман», которое обозначало белое бумажное полотно. Слобода была одной из крупнейших в Москве, её обитатели на свои средства воздвигли приходскую церковь, освящённую в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Именно она дала улице её первоначальное название, о чём уже упоминалось выше. В наши дни на месте снесённой церкви располагается шестиэтажный крупноблочный жилой дом, построенный в 1938 году.

За Кадашами в XVII веке разместилась стрелецкая слобода. Их приходской церковью стал храм Григория Неокесарийского, известный по документам с 1632 года.

Эта церковь по сей день является вертикальной доминантой, а также одной из основных достопримечательностей Большой Полянки. Летопись повествует, что первую деревянную церковь на этом месте в 1445 году повелел воздвигнуть Василий II Тёмный в благодарность за своё избавление от татарского плена. Великий князь был захвачен татарами летом 1445 года в ходе сражения под Суздалем, которое представляло собой одну из небольших стычек русских с татарами, однако обернулось для последних неожиданной большой удачей. В ходе битвы русские опрокинули и погнали противника, растянувшись на значительное расстояние и рассредоточив силы. Великий князь, возглавлявший преследование, так увлёкся погоней, что сильно углубился в стан татар, которые внезапно перешли в наступление. В результате Василий Васильевич оказался в руках неприятеля. Он протомился в татарском плену до конца осени и был выкуплен москвичами за неслыханную по тем временам сумму в двести тысяч рублей. По преданию, в неволе великий князь дал обет, что поставит храм на месте, с которого он увидит Кремль и освятит его в честь святого, чья память будет праздноваться в день радостного возвращения. Василий II прибыл в Москву 30 ноября 1445 года в день памяти святителя Григория Неокесарийского и именно на этом месте ему открылся вид, о котором он тосковал в плену – купола кремлёвских церквей. Храм был воздвигнут и впоследствии не утрачивал свой высокий «царский» статус. Это красноречиво подтверждает венчание царя Алексея Михайловича со своей второй супругой Натальей Нарышкиной, совершившееся в храме Григория Неокесарийского в 1671 году. Считается, что год спустя их новорожденный сын будущий император Пётр I также был крещён в этой церкви, однако историки не располагают достоверными свидетельствами, подтверждающими данный факт.

Свой современный вид церковь приобрела в 1667-1679 годах, и с тех пор существенно не перестраивалась. До XIX века в документах храм именовался «Красная церковь на Полянке», при этом эпитет «красная» означал не цвет, а красоту строения. Особенную нарядность облику церкви придало обрамление фасадов четверика и колокольни поясом из девяти тысяч разноцветных изразцов рисунка «павлинье око». Автором этого украшения стал известный мастер того времени Степан Иванов по прозвищу Полубес, с именем которого связан расцвет изразцового дела в Москве во второй половине XVII века. В 1930-е годы храм не избежал участи большинства религиозных сооружений – он был разграблен и закрыт для прихожан. Только в 1994 году его вернули православной церкви, после чего началось возрождение прихода. Особым почитанием пользуется находящаяся в этом храме чудотворная Боголюбская икона Божьей Матери.

Богато декорированный изразцами, наличниками и кокошниками пятиглавый храм с шатровой колокольней и по сей день считается главным украшением улицы, его можно видеть по адресу Большая Полянка, дом 29а.

Дальше от центра вдоль улицы располагалась казачья слобода, память о которой увековечена в названиях нескольких переулков, ответвляющихся от Большой Полянки. Также до нашего времени сохранилась приходская церковь казачьей слободы, освящённая в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что в XVI веке на этом месте находился деревянный храм, но он был освещён в честь Фрола и Лавра и относился к Коломенской Ямской слободе. Однако уже в 1657 году церковь фигурирует в летописи под своим современным названием. За свою долгую историю она неоднократно перестраивалась и достраивалась, преимущественно на средства её состоятельных прихожан. Свой нынешний облик она обрела в конце XVIII века, когда была выстроена трапезная с двумя пределами и колокольня в архитектурном стиле классицизм. Церковь пострадала в период нашествия Наполеона, всё её внутреннее убранство было полностью уничтожено, но уже к 1818 году прихожане во главе со старостой Дмитрием Рогаткиным восстановили свой храм.

Он был закрыт вскоре после революции – с 1922 года в нём располагались типография и архив. Церковная утварь и украшения подверглись конфискации, а также частично пострадала архитектура здания – главка храма и верх колокольни были снесены. В 1970-е годы церковь отреставрировали, а в 1990 году она вернулась в ведение РПЦ, после чего в ней возродилась приходская жизнь и возобновились богослужения.

В наши дни храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе можно видеть по адресу Большая Полянка, дом 37.

После упразднения Петром I слободского уклада в окрестностях Полянки стали селиться преимущественно купцы, мелкие дворяне и мещане. На улице располагалось множество магазинов и лавок, её оживлённый торговый характер не менялся вплоть до советского периода.

В начале улицы по адресу Большая Полянка дом 11/14 можно увидеть небольшой особняк жёлтого цвета, знаменитый тем, что здесь в 1801 году родился и жил близкий друг Пушкина общественный деятель Павел Воинович Нащокин. Этот дом, построенный в смешенном стиле барокко и классицизма, был главным флигелем усадьбы Нащокиных. Ему повезло уцелеть во время пожара 1812 года. В наши дни дом отреставрирован и утверждён в качестве памятника архитектуры, в нём располагается резиденция посла Еврокомиссии в России.

Среди особняков на Большой Полянке особенно выделяется дом сибирского золотопромышленника Новикова в стиле неоготики, украсивший собой Большую Полянку в 1907 году. Этому необычному строению писатель Викентий Вересаев посвятил рассказ «Проклятый дом», в котором повествует о трагической судьбе людей, связанных с ним. Это «вычурно-красивое, угрюмо-пёстрое» здание уже вскоре после постройки обросло городскими легендами.

После революции особняк национализировали, и долгое время в нём размещался Дом пионеров. Среди его воспитанников были известные люди: художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров, шахматист, чемпион мира Василий Смыслов, скульптор Михаил Аникушин.

В наши дни этот готический дворец можно увидеть по адресу Большая Полянка, дом 45.

В 1969-1970 годах Большая Полянка подверглась капитальной реконструкции, многие старинные здания были снесены, а на их месте выросли новые дома, характерные для того периода советской эпохи.

В 2017 году Большая Полянка стала частью проекта городского благоустройства «Моя улица». В ходе работ старое тротуарное покрытие было демонтировано, тротуары расширили и вымостили гранитной плиткой. Проложили новую кабельную канализацию – в неё убрали воздушные провода, портившие облик Большой Полянки. Предварительно были отремонтированы основные коммуникации на улице: теплотрасса, газопровод и водопровод. Изменения также коснулись проезжей части, в результате чего на дороге ликвидировали все зауженные места, а полосы стали единого размера. На улице появились новые остановки для общественного транспорта, навигационные стелы и урны. Ливневую канализацию также обновили и сделали дополнительные стоки для воды. По всей протяжённости улицы были установлены современные энергосберегающие фонари.

В наши дни Большая Полянка представляет собой живую картину истории города: миниатюрные старинные особняки соседствуют с доходными домами начала XX века, многоэтажными исполинами советского периода, а также образцами современной архитектуры.

Автор

Используемые материалы

В статье использованы фото
с сайта pastvu.com

8 мин.

Похожие