Анализ мобильности москвичей

Как выглядит структура транспортного спроса москвичей? Существует ли в столице отложенный спрос на индивидуальный транспорт? Какими видами транспорта чаще всего пользуются жители мегаполиса? Ответы на эти и другие вопросы помог найти социологический опрос Института Генплана Москвы.

В целевую группу исследования вошло экономически активное население Москвы как основная группа населения, формирующая транспортные потоки в часы «пик». Предметом исследования является структура спроса по видам транспорта и его эмпирические характеристики.

Социологическое исследование было проведено путем формализованного онлайн-анкетирования. Анкета размещена с помощью ресурса Google Forms и распространена через URL-ссылки в социальных сетях между участниками исследования. Основу инструментария составила стандартизированная анкета массового опроса населения города Москвы и Московской области, содержащая открытые и закрытые вопросы.

Распределение респондентов по возрастным категориям
Распределение респондентов по возрастным категориям

В анкетировании приняли участие 2122 респондента, среди которых 1151 мужчин и 971 женщина. 

Доля респондентов, проживающих в Москве, составляет 73%. 27% опрошенных являются жителями Московской области, работающими на территории столицы.

Рапределение респондентов по месту жительства
Рапределение респондентов по месту жительства

Важная проблема столицы – моноцентрическая планировочная структура города и характерные для нее ежедневные массовые поездки жителей Москвы и области в сторону центра в утренние часы «пик» из-за дефицита мест приложения труда в срединных и перефирийных частях города.

Для повышения устойчивости транспортной системы и обеспечения более высокого качества транспортного обслуживания правительством Москвы выбрана стратегия развития транспортной инфраструктуры, направленной на дифференциацию видов транспорта.

В настоящее время в Москве транспортное обслуживание осуществляется:

  • индивидуальным транспортом,
  • наземным городским пассажирским транспортом (НГПТ),
  • скоростным внеуличным транспортом (СВТ), в которую входят система метрополитена, МЦК и МЦД,
  • сервисами каршеринга и такси,
  • средствами индивидуальной мобильности.
Структура транспортного спроса по видам транспорта
Структура транспортного спроса по видам транспорта

Наиболее востребованным видом транспорта, доля использования которого составляет 66,1%, является общественный транспорт в силу предсказуемого времени поездки. Вторым по востребованности видом транспорта является индивидуальный транспорт (12,3%).

Сервисы каршеринга и такси используются населением преимущественно в составе мультимодальных маршрутов, крайне редко в качестве самостоятельного вида транспорта, всего 0,2%, так как стоимость поездки значительно превышает стоимость других видов транспорта. 18,8% приходится на поездки с использованием нескольких видов транспорта. Доля использования средств индивидуальной мобильности (СИМ) в современных условиях крайне мала для всех возрастных категорий.

По мнению респондентов, виды транспорта значительно разнятся по трем основным критериям: время поездки, стоимость поездки, личный комфорт.

Время поездки считают наиболее важным критерием при оценке своего маршрута 60,8% респондентов. Это объясняет популярность систем общественного транспорта. Стоимость поездки и личный комфорт как критерии при оценке маршрута можно принять относительно равноценными. Малая разница в весе данных критериев, всего чуть более 5%, объясняется их прямой корреляцией между собой – чем комфортнее поездка, тем дороже ее стоимость.

Предпочитаемые виды транспорта
Предпочитаемые виды транспорта

В силу условий, ограничивающих использование того или иного вида транспорта, формируется явление отложенного спроса. Так, 22,6% респондентов отмечают, что предпочли бы индивидуальный транспорт общественному, что на 10% превышает долю его использования в современных условиях. Аналогично индивидуальному транспорту, повышенную потребность в такси отметили 8% респондентов. Главными преимуществами данных видов транспорта участники опроса считают повышенный личный комфорт, наличие социальной дистанции, а также скорость перемещения.

Стоит отметить также запрос в обществе на средства индивидуальной мобильности (СИМ) в качестве вида транспорта – 12,2%, СИМ является востребованным в возрастных группах до 45 лет.

Для учета времени отправления и времени в пути для формирования методики оценки улично-дорожной сети респонденты ответили на ряд вопросов о времени начала маршрута и его продолжительности.

20% населения отправляется по маршруту в интервале с 7:30 до 8:00 утра,  56,2% респондентов выходят из дома до 8:00. Вторым по нагруженности временным интервалом с 8:00 до 9:00, так как в этот временной период отправляется 24,5% населения.

По результатам опроса, распределение времени отправления в вечерние часы «пик» имеет больший размах как по времени отправления, так и по доле респондентов, отправляющихся на маршрут.

*Социологическое исследование проведено в рамках подготовки диссертационной работы на тему изучения методики оценки развитости УДС.

Авторы
Бахирев И.А.
заместитель директора 
Института Генплана Москвы,
руководитель транспортно-инженерного центра
Чернышов А.А.
инженер сектора 
транспортных исследований 
Института Генплана Москвы
Купка Ю.О.
студент Национального 
исследовательского Московского 
государственного строительного 
университета
4 мин.

Похожие