70 лет назад архитектурно-планировочные мастерские Мосгорисполкома были преобразованы в Институт Генерального плана города Москвы. Одновременно с этим в структуру Института была включена инженерно-транспортная мастерская, ставшая основой нынешнего транспортно-инженерного центра (ТИЦ). Это не только самое крупное подразделение Института. Именно в ТИЦ разрабатывают многие ключевые инфраструктурные проекты города.

Отмечая юбилей Института, мы решили открыть рубрику «Транспортники Генплана», чтобы познакомить всех с историей транспортного подразделения, рассказать о ключевых проектах и исследованиях, выполненных за годы его существования и, главное, вспомнить специалистов, которые стояли у его истоков. Тех, кто своим талантом, умом, трудолюбием создавал и развивал транспортную систему Москвы.

В первой публикации этой рубрики речь пойдет о легендарной личности, строителе, ученом, преподавателе, создателе целой научной школы – человеке, которого по праву можно назвать «отцом-основателем», родоначальником транспортной мастерской Института Генплана Москвы, Андрее Евгеньевиче Страментове.

1920-е годы. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры Москвы

Институт Генплана Москвы был образован в 1951 году, но истоки формирования коллектива берут свое начало в 30-х годах прошлого столетия. Можно сказать, что отправной точкой стало постановление Пленума ЦК ВКП(б) «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР» от 15 июня 1931 года. Именно на этом заседании были приняты ключевые позиции для будущего развития Москвы. Так, было поддержано решение о выделении города в самостоятельную административно-хозяйственную единицу со своими органами управления и бюджетом, а также сформулирована необходимость развертывания «серьезной научной технико-экономической разработки плана развития московского городского хозяйства, скорейшего приведения его в соответствие с бурным ростом промышленности, населения и соответственной распланировки Москвы как социалистической столицы пролетарского государства».[1] Важнейшими шагами стали конкретные мероприятия по восьми направлениям развития городского хозяйства (жилищное хозяйство; общественное питание и хлебопечение; энергетическое хозяйство; городской транспорт; дорожное и подземное хозяйство; водоснабжение; санитарное состояние города; планировка Москвы).

Состояние коммунального хозяйства, транспортной и инженерной инфраструктуры Москвы в конце 20-х годов XX века было крайне неудовлетворительным. Только половина всей площади московских улиц имела твердое покрытие, которое в основном представляло собой булыжную мостовую. Движение грузовых автомобилей и автобусов вызывало на проезжей части большие колеи. Не более 3% всех улиц и проездов имели усовершенствованные виды покрытий проезжей части (асфальт или диабазовая брусчатка). На московских мостах, не рассчитанных на высокую нагрузку, все еще использовались деревянные мостовые.[2] [3]

Чтобы решить инфраструктурные проблемы города, в Москву были приглашены иностранные компании, но опыт работы с ними дал, как это ни странно, отрицательный результат. Дело в том, что иностранные специалисты не понимали и не учитывали ни квалификацию рабочих, которые вынуждены были работать на новой, непривычной для них технике, ни специфику уличного движения, в котором преобладал в основном гужевой транспорт, ни местные материалы и климатические условия. В этой связи с середины 20-х годов прошлого столетия, чтобы преодолеть техническое отставание городского хозяйства Москвы, Моссовет делает основную ставку на формирование научно-исследовательских групп и институтов, а также подготовку на базе высших учебных заведений советских специалистов и инженеров. Одним из таких специалистов, который в 1926 году закончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) и пришел на работу в дорожный отдел Московского коммунального хозяйства Моссовета, стал молодой и очень талантливый инженер Андрей Евгеньевич Страментов.

[1] Постановление Пленума ЦК ВКП(б) «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР» от 15 июня 1931 года.

[2] Калмыков Н., Московские мостовые // За рулем. - 1929. - № 12.

[3] Крынин Д. П., Мостовые Москвы» // За рулем. - 1928. - № 5: «В хмурый и холодный июльский день 1928 года комиссия Моссовета по обследованию мостовых, только что приехавшая на автомобиле из центра города, стояла на одной из улиц на берегу речки Рыбинки и имела возможность видеть, как эта речка вырвавшись на свободу из заключающей ее ветхой трубы, плавно катила свои густые мутные воды в пределы огражденной полосы М-Казанской железной дороги. Невдалеке – убогая булыжная мостовая, с ключевой водой, прямо бьющей из земли у самого тротуара. И на мгновение показалось, что мы живем не в 1928 г., а в 1628 г.: вероятно, такая или подобная мостовая была характерна для эпохи первых Романовых. Но сейчас же пришлось возвратиться к действительности: а автомобиль, а железная дорога?.. Наконец речка Рыбинка в XVII столетии, наверное, оправдывала свое название, была чиста и изобиловала рыбой, а теперь…».

Андрей Евгеньевич Страментов — родоначальник транспортной мастерской Института Генплана Москвы

Андрей Евгеньевич Страментов родился в 1902 году в семье талантливого инженера Евгения Федоровича Страментова[4] и в своем образовании пошел по стопам отца. В начале 20-х годов прошлого столетия в МВТУ на инженерно-строительном факультете, куда поступил Андрей Евгеньевич, преподавали такие знаменитые профессора, как Дмитрий Павлович Крынин[5] и Сергей Сергеевич Шестаков[6], которые оказали огромное влияние на всю дальнейшую профессиональную жизнь Андрея Страментова.

С самого начала своей трудовой деятельности в дорожном отделе Мосссовета он занимается вопросами совершенствования дорожных покрытий, применения новых технологий и материалов в дорожном строительстве, а также вопросами переустройства и прокладки инженерных коммуникаций. Уже в 1930 году появилась первая научно-исследовательская и практическая работа Андрея Евгеньевича, связанная с устройством асфальтобетонных мостовых, которая была написана в соавторстве с Николаем Николаевичем Ламмом[7].

В данной работе авторы излагали богатый практический опыт Москвы по дорожному строительству. Круг интересов Андрея Евгеньевича Страментова не ограничивался только дорожным делом. По публикациям тех лет можно судить, что его интересовали вопросы безопасности уличного движения, распределения транспортных потоков, развития городского транспорта, проектирования и строительства набережных, благоустройства и планировки городских улиц.

[5] Дмитрий Павлович Крынин   (1877) – профессор инженерно-строительного факультета, специалист в области механики грунтов, строительства железных и шоссейных дорог, автор курса по дорожному делу.

[6] Шестаков Сергей Сергеевич (1862 – 08.03.1931) – выдающийся инженер и архитектор. Окончил в 1886 г. ИМТУ. Работал участковым инженером при Московской городской Управе. Главный инженер по благоустройству. Один из авторов проекта Братского кладбища в селе Всехсвятском. После 1917 главный инженер Москвы. Профессор МВТУ. Автор градостроительного плана развития города «Большая Москва», разработанного в 1921-1925 гг.. С 1926 г. возглавлял земельно-планировочный отдел Московского коммунального хозяйства. В 1930 году арестован, осужден и умер в заключении.

[7] Устройство асфальтобетонных мостовых / инж. А. Страментов, Н. Ламм; под ред. инж. К. Н. Зосимовского. — М: НКВД РСФСР, 1930 – 48 с.

Булыжная мостовая. Проезжая часть улиц Москвы, 1929 год
Булыжная мостовая. Проезжая часть улиц Москвы, 1929 год

Кто на улице хозяин?

Через полгода после июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 года в Моссовете были проведены административные мероприятия и сформировано архитектурно-планировочное управление (АПУ). Именно АПУ должно было взять на себя всю организационную работу по планированию города и разработке Генерального плана, но при этом вся проектно-планировочная и архитектурная деятельность была сосредоточена в Моспроекте. Это была новая организационная структура, и чтобы ее работа стала эффективной в июле 1932 года Московским городским комитетом ВКП(б) и президиумом Моссовета было созвано специальное совещание крупнейших архитекторов, ученых и проектировщиков столицы «в целях привлечения внимания советских архитекторов к вопросам создания плана новой Москвы, мобилизации архитектурной общественности на это дело»[8].

По докладам специалистов на данном совещании можно оценить ту обстановку и те проблемы, которые наблюдались в начале 30-х годов в области градостроительного развития города Москвы. Это и нехватка профессиональных кадров во вновь созданном АПУ, и диаметрально противоположные подходы к развитию города и его инфраструктуры, и проблемы разобщенности между городскими организациями. На совещании выступал также и Андрей Евгеньевич Страментов с докладом: «Создать наилучшие условия для внутригородского транспорта» [9]. В выступлении Страментова были отражены и проектно-планировочные, и научно-исследовательские, и организационные задачи, которые должны были решать инженеры-градостроители, работающие в сфере планировочного развития города.

Он впервые высказал мнение о необходимости формирования специальной группы инженеров, которые бы отвечали за транспортную планировку Москвы. Ведь уже тогда стали очевидны проблемы, вызванные несогласованностью действий между архитектурными мастерскими, которые разрабатывали проекты реконструкции отдельных частей столицы и другими организациями, прямо или косвенно отвечающими за инженерное и транспортное обеспечение города.

[8] Историческое для советской архитектуры совещание. — «Строительство Москвы», № 8—9. 1932 г.

[9] Страментов А.Е. Создать наилучшие условия для внутригородского транспорта. — «Строительство Москвы», № 8—9. 1932 г.

Фрагменты выступления Андрея Страментова

Москва, ул. Тверская, Страстная площадь, 1934
Москва, ул. Тверская, Страстная площадь, 1934

Политические и административные противоречия не позволили сразу воплотить идеи, которые озвучил Страментов в своем выступлении, да и само АПУ было временно расформировано. Но через несколько лет, после утверждения Генерального плана 1935 года в Моссовете вернулись к данному вопросу. И при непосредственном участии Андрея Евгеньевича в составе архитектурно-планировочной мастерской Отдела планировки все-таки был создан коллектив, отвечающий за планирование городского транспорта, который и стал прообразом инженерно-транспортной мастерской Института Генерального плана города Москвы.

Вид на Бородинский мост 1934 года

Встречи со Сталиным

Первая состоялась 10 августа 1933 года. В составе группы дорожников молодой, но уже опытный инженер был приглашен в Кремль на встречу. Сам Андрей Евгеньевич так рассказывал о ней:

Воспоминания Андрея Страментова

Ровно в 4 часа 30 минут нас попросили в кабинет товарища Сталина. Я должен был докладывать о тех способах, которыми ведутся работы по строительству набережных и дорог. Но докладывать никому из нас не пришлось. Сначала товарищ Сталин, беседуя с нами, задал нам ряд вопросов, а затем изложил свои соображения по вопросу о строительстве дорог и набережных в Москве. Далее он отметил те досадные недостатки, которые имеют место в нашей работе и резко бросаются в глаза.

Разговор перекинулся на московские набережные. Иосиф Виссарионович забросал нас вопросами о программе работ. Он требовал серьезнейшего внимания к этому делу, указывая, что со временем, когда волжские воды вольются в Москву-реку, набережные будут иметь огромное значение[10]

Вторая встреча состоялась через год – 14 июля 1934 года на большом совещании в ЦК партии во главе со Сталиным и в присутствии Молотова, Кагановича, Ворошилова, Орджоникидзе, Калинина, Куйбышева, Хрущева. На совещании рассматривались вопросы планировки Москвы и фактически сводные материалы плана реконструкции столицы, разработанные планировочными мастерскими. На этом совещании Страментов как член Архитектурно-планировочной комиссии (Арплан) и разработчик инженерно-транспортного раздела Генерального плана сделал доклад о реконструкции московских улиц.

По результатам совещания Сталин высказал свои замечания. Он резко обрушился с критикой на учреждения, игнорирующие планировку. «Надо строить по твердому плану. Всякий, кто пытается нарушать этот план, должен быть призван к порядку». Также Сталин критиковал некоторых планировщиков, увлекающихся проектированием чрезмерно широких улиц - магистралей. Он дал указание, что там, где приходится реконструировать магистраль в уже застроенной части города, надо расширять улицу не более 35–40 метров, так как большее расширение связано со значительным сносом существующих домов. Там, где прокладываются новые улицы, можно доводить ширину их до 60–70 метров.

Кроме того, Сталин отметил, что «у нас часто вместо организации больших зеленых массивов, необходимых городу и обеспечивающих здоровье населения, увлекаются разведением маленьких газончиков, только стесняющих движение и не дающих никакого озонирования воздуха. Эти газоны скоро затаптываются. А для города нужно создавать обширные зеленые парки».

После доработки всех замечаний в 1935 году Генеральный план реконструкции города Москвы был утвержден. В том же 1935 году Городской дорожный отдел Моссовета, в котором работал Андрей Евгеньевич, был разделен на Трест строительства набережных и Трест дорожного строительства при Президиуме Моссовета. Андрея Страментова назначают на должность управляющего Трестом строительства набережных.

[10] Страментов А.Е. Великий зодчий. — «Смена», № 324. 1939 г.

Москва  лаборатория городского хозяйства для всех городов страны

В 1936 году на Чрезвычайном VIII Всесоюзном Съезде Советов Андрей Страментов принял участие в прениях по Конституции СССР. Если отбросить обязательную пафосность и хвалебные слова в его выступлении, то можно выделить две главные идеи, которые стали для Андрея Евгеньевича лейтмотивом дальнейшей его профессиональной деятельности. Первая – это подготовка кадров инженеров-градостроителей и вторая – распространение опыта реконструкции и развития Москвы на другие города Советского Союза. Вот небольшие отрывки из стенограммы его выступления.

Андрей Евгеньевич Страментов
Андрей Евгеньевич Страментов

В течение буквально нескольких лет в Советском Союзе создан ряд институтов инженеров коммунального хозяйства, которые готовят высококвалифицированные кадры в области строительства и реконструкции социалистических городов. Ни в каком капиталистическом государстве такие темпы строительства высшей школы немыслимы.

Товарищи, я хотел бы, чтобы эти люди (примеч. зарубежные специалисты) слышали меня с этой трибуны. Я – беспартийный специалист, получивший образование при советской власти, пользуюсь доверием партийных и советских организаций, руковожу сейчас одним из участков реконструкции Москвы. Я горжусь тем, что являюсь одним из активных участников реконструкции Москвы. Я горжусь тем, что работаю над осуществлением плана реконструкции столицы.

Столица будет тем, о чем говорил в своем докладе Центральному Комитету партии Лазарь Моисеевич Каганович, а именно – лабораторией городского хозяйства для всех городов Советского Союза. [11]

В 1937 году Страментов назначается заместителем начальника и главным инженером дорожно-мостового управления Моссовета, а с апреля 1939 года и по декабрь 1941 года – начальником. Работа дорожно-мостового управления в это время была тесно связана с архитектурно-планировочными мастерскими Отдела планировки Моссовета, а с 1939 года после перестройки планировочного и проектного дела[12] с Управлением планировки г. Москвы, в составе которого формируется уже не группа специалистов, а целый инженерно-транспортный отдел. Основными задачами отдела являются вопросы планирования и развития городского транспорта Москвы, включая развитие московского железнодорожного узла и предложения по развитию московского метрополитена.

Параллельно с административной работой в Моссовете Андрей Евгеньевич ведет научную работу и готовит ряд учебных пособий для студентов строительных и автомобильно-дорожных вузов. Его труды были направлены на решение проблем развития городского транспорта, подземного пространства, вертикальной планировки, оползневых явлений под строящимися коммуникациями.

В 1937 году Страментову присваивается звание профессора, а за научную и трудовую деятельность еще до Великой отечественной войны он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и Орденом Знак Почета (последний за успешную работу по осуществлению Генерального плана реконструкции города Москвы).

Завершая знакомство с деятельностью Андрея Евгеньевича в 20-40-е годы прошлого столетия, следует упомянуть имена специалистов, которые вместе с ним занимались вопросами планирования и развития городского транспорта Москвы. Среди них Г.А. Шкабатур, А.М. Якшин, П.А. Куренков, С.Г. Кобзарь, В.А. Черепанов и другие.

[11] Из выступления А.Е. Страментова на Чрезвычайном VIII Всесоюзном Съезде Советов СССР, 1936 r.

[12] Постановление Президиума Московского совета РК и КД от 27 июля 1939 г

Дороги к победе

В начале Великой Отечественной войны профессор, военинженер 2 ранга Страментов занимается вопросами подготовки Москвы к обороне, а после направляется на фронт для выполнения различных инженерных задач. За выполнение одного из заданий он был награжден орденом «Красная Звезда». Вот запись из наградного листа[13]:

[13] Наградной лист от 16 мая 1942 года

Красноармейцы в освобождённом Кракове 1945 года
Красноармейцы в освобождённом Кракове 1945 года

Тов. Страментов был вызван на фронт как специалист дорожник по оказанию помощи организации ремонта фронтовых грунтовых дорог. Созданное специальное строительство по ремонту дорог – под руководством тов. Страментова в сжатый срок, за 15 дней отремонтировало и привело в полный порядок для движения автотранспорта 200 км. грунтовой дороги. В течение 15 дней проделана громадная по своему объему работа, при успехе работ далеко превысив существующие нормы. За отличную организацию работ и выполнения задания Военного Совета досрочно профессор, тов. Страментов достоин правительственной награды, ордена "Красная Звезда".

Следующий этап профессиональной деятельности Андрея Страментова был связан с распространением большого практического московского опыта, научными исследованиями и преподавательской работой.

В 1943-44 годах Страментов возвращается в Москву и читает лекции в вернувшихся из эвакуации автодорожном и строительном вузах, готовит учебные пособия по городским дорогам, занимается вопросами будущего поселкового строительства в Московском угольном бассейне[14]. По мере освобождения советских и европейских городов от фашистских захватчиков возникают новые задачи – восстановление городского хозяйства этих городов.

Так, по поручению И.В. Сталина в 1945 году Н.С. Хрущев едет в Варшаву с целью оказания помощи в налаживании жизни и деятельности городских учреждений. В эту поездку Н.С. Хрущев берет с собой Страментова.

[14] Советская архитектура в дни войны. Вечерняя Москва, 19 августа 1943 год.

1945 год. Поездки в Варшаву и Киев

Н. С. Хрущев

Я пригласил тогда с собой Страментова. Я знал его как энергичного инженера-организатора. Мы условились, что наши инженеры вместе с польскими разобьются по участкам на группы. Одни взялись обследовать, в каком состоянии находится электростанция, сколь быстро можно ее восстановить и получить ток, другие принялись за водопровод, третьи - за канализацию. Все самое главное для людей. Расчистку города вели сами поляки, наших услуг тут не требовалось.

Во главе всего дела я поставил теоретика и практика городского строительства Страментова. Он имел дело и с польскими специалистами, и с нашими. Конкретные вопросы, которые возникали, советские инженеры прежде всего обсуждали именно со Страментовым, а потом уже Страментов докладывал мне, и наши специалисты обсуждали далее ход работы с польскими товарищами. Вскоре мне доложили радостную весть: в электростанции, которая, по словам поляков, была полностью разбита, фактически разрушено только ее здание, а оборудование можно будет пустить, получим ток. Внешний осмотр показал, что машины на ходу. В таком же состоянии были механизмы, подающие воду, ее тоже можно быстро подать. И канализация не была как будто бы разрушена. Это было радостно слышать [15].

Польша, Варшава 1946 года
Польша, Варшава 1946 года

После ВОВ, также по приглашению Н.С.Хрущева Страментов занимается восстановлением Киева. Роль Андрея Евгеньевича в данном вопросе очень хорошо отражена в книге Сергея Хрущева «Никита Хрущев. Реформатор»[16].

[15] Н.С. Хрущев Время. Люди. Власть. (Воспоминания). В 4 книгах. Москва, Информационно-издательская компания "Московские Новости", 1999

[16] Сергей Хрущев. Никита Хрущев. Реформатор. 2010

Мы поехали на Крещатик. Улицу расширили, заасфальтировали, теперь автомобили могли не только обгонять друг друга, но и свободно двигаться в каждом направлении в два ряда. В годы, когда каждая проезжающая машина привлекала внимание, такое казалось ненужной роскошью. На переходах, на разделительной полосе поставили массивные гранитные тумбы с гранитными же шарами наверху, первые в советской практике островки безопасности для пешеходов. Над ними тоже немало потешались. Тумбы прозвали убийцами водителей.

Страментов предложил вдоль всего Крещатика проложить, облицованный кирпичом подземный туннель – коллектор для городских коммуникаций. Тогда отпадет необходимость вскрывать мостовую, рыть ямы. При дефиците кирпича закапывание его в землю многим казалось транжирством, да и не строили никогда таких коллекторов в Советском Союзе.

Киев стал первым и на несколько лет единственным примером рационального подхода к городскому хозяйству. Довоенные узкие тротуары с одной стороны Крещатика просто расширили, а с другой превратили в многорядную пешеходную зону с аллеями, обсаженными киевскими каштанами и московскими рябинами.

«Мы поехали на Крещатик. Улицу расширили, заасфальтировали»

Хрущев на военном параде в 1946 году в Киеве на улице Крещатика.

Теория и практика. У истоков МГСУ

В 1947 г. Страментов организовал кафедру градостроительства, а в 1948 г. - факультет городского строительства и хозяйства (ГСХ). Основу факультета составила кафедра с одноименным названием.

В 1950 году А.Е. Страментов в соавторстве с И.А. Засовым[17] получил патент на изобретение. Имея огромную строительную практику, они внесли ряд усовершенствований и предложили передвижную установку для приготовления асфальтобетона, которая состоит из смонтированного на шасси автомашины сушильного котла со шнеком с полой осью, предназначенным для передвижения смеси, бака со смесительными лопастями и с присоединенными к нему форсунками для подачи битума под давлением. Особенностью предложенной машины является разогрев асфальтобетона без непосредственного воздействия на него пламени[18].

Страментов являлся автором или соавтором учебников и учебных пособий общим объемом более 500 печатных листов. Среди них такие фундаментальные, как «Городские улицы», «Современные городские дороги», «Курс городских дорог», «Инженерные вопросы планировки городов», «Справочник по коммунальному хозяйству» и многие другие. Его считают основателем общей теории принципов решения инженерных вопросов планировки городов.

Принимая участие в обсуждении тезисов доклада Н.С. Хрущева «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленности и строительства» в 1957 году, Андрей Евгеньевич предложил дополнить тезисы пунктом о городском строительстве, «ибо вряд ли можно считать правильным, что при Госстрое СССР концентрируются все вопросы как промышленного, так и городского порядка». Им было предложено создать единое общесоюзное Министерство городского строительства и хозяйства, ибо там можно было бы сконцентрировать все новое, прогрессивное в градостроительстве Он также поднял вопрос об объединении МИСИ с Московским строительным институтом им. Моссовета и Московским автодорожным институтом в крупнейший политехнический строительный институт[19].

Сегодня в Институте Генплана Москвы работает много выпускников НИУ МГСУ, а в транспортно-инженерном центре более половины всех специалистов развивают те идеи, которые закладывал в свое время Андрей Евгеньевич. Сотрудничество Института с ведущим строительным вузом страны осуществляется и в рамках Базовой кафедры «Градостроительство».

[17] Иван Алексеевич Засов - кандидат технических наук, заслуженный работник ЖКХ РСФСР, ветеран партии, Великой Отечественной войны, труда, почетный гражданин г.Орла, автор многих книг. При его непосредственном участии в жилищно-коммунальное хозяйство многих городов внедрены машины и средства механизации, заменяющие тяжелый и непрестижный ручной труд.

[18] Патент https://yandex.ru/patents/doc/SU84393A1_19501010

[19] Джим Ахпателов. К юбилею музея. НИУ МГСУ газета "Строительные кадры" №3, 2013

Основные публикации

1930–1940

Страментов А. Е. Устройство асфальтобетонных мостовых / инж. А. Страментов, Н. Ламм; под ред. инж. К. Н. Зосимовского. — М: НКВД РСФСР, 1930 – 48 с.

Страментов А. Е. Хаос в строительстве подземной Москвы разрушает городские мостовые // За рулем. - 1930. - № 23

Страментов А. Е. Как не надо писать о планировке улиц. — «Коммунальное дело», № 4, 1931

Страментов А. Е. Три требования благоустройства к проектировщикам новых городов [проезды, площади и подземные сооружения]. — «Строительство Москвы», № 3, 1931

Страментов А. Е. Меркулов Е. А. Проложим дорогу клинкеру сквозь косность и бюрократизм // За рулем. - 1931. - № 10

Страментов А.Е. Создать наилучшие условия для внутригородского транспорта / А.Е. Страментов // Строительство Москвы». – 1932 г. – № 8—9

Страментов, А. Е. Как реконструировать улицы / А.Е. Страментов // Строительство Москвы. – 1932. – № 11–12. – С. 39.

Страментов, А. Е. Безопасность движения на перекрестках городских улиц // За рулем. - 1932. - № 22 //  С. 26-27.

Страментов А.Е. Строительство усовершенствованных мостовых / А. Е. Страментов, Е. А. Меркулов ; [Предисл.: П. Сырых]. - М: Журн.-газ. объединение, 1933, 126 с., (Библиотека "За рулем" выпуск № 9-10).

Страментов А.Е. Элементы благоустройства городов / инж. А. Е. Страментов. - М; Л: Госстройиздат, 1933. - 1 т.; 22 см. Ч. 1: Основы благоустройства городских улиц и площадей. - 1933. - 180 с.

Страментов, А., Седов. Превратим набережные в красивейшие проезды столицы / А. Страментов, Седов // Строительство Москвы. – 1933. – № 7. – С. 7–10.

Страментов, А. Е., Каплан, З. А. Почему мы быстро выстроили набережные / А. Страментов, З. Каплан // Строительство Москвы. – 1933. – № 10–11. –  С. 21–23.

Страментов, А. Строительство набережных / А. Страментов // Архитектура СССР. – 1934. – No 4. – С. 17.

Страментов А.Е. Набережные в Москве и за рубежом // Строительство Москвы. — 1935. — №13–14.

Страментов А.Е. Городские улицы: Цудортрансом допущено в качестве учеб. пособия для автомобильно-дор. ин-тов / А. Е. Страментов. - М; Л: Гострансиздат, 1935, 252, [3] с.

Страментов А.Е. Пересечения улиц в разных условиях. // Строительство Москвы. – 1936.

Страментов А.Е. Улицы Парижа. // Транспорт и дороги городов, 1937

Страментов А.Е. Современные городские дороги: ГУУЗ Наркомхоза РСФСР утв. в качестве учеб. пособия для коммун.-строит. втузов / А. Е. Страментов. - М; Л: ОНТИ. Глав. ред. строит. лит-ры, 1937, 328 с

Страментов А.Е. (проф.) Бакутис Б. (инж.). К вопросу о проектировании городских автостоянок. / А.Е. Страментов, Б. Бакутис // Строительство Москвы. – 1938. – № 11.

Страментов А.Е. Современные городские дороги: Утв. Глав. упр. учеб. заведений Наркомхоза РСФСР в качестве учеб. пособия для втузов НККХ / Проф. А. Е. Страментов. - 2-е изд., испр. - М; Л: Изд-во Наркомхоза РСФСР, 1938. - 384 с.

Страментов А.Е. (проф., д.т.н.). На смену булыжнику — усовершенствованные мостовые / Строительство Москвы. – 1939. – № 17-18.

1940–1950

Страментов А.Е. (проф.). Дороги, набережные и мосты / Строительство Москвы. – 1940. – № 11-14.

Страментов А.Е. (проф.). Об устройстве прочных оснований и дорожных одежд в путях трамвая / Строительство Москвы. – 1940. – № 17.

Страментов А.Е. Курс городских дорог. – М.-Л.: Изд-во Наркомхоза, 1944. – 376 с.

Страментов А.Е. Поселковые улицы. - М.: Ак. архит. СССР, 1945 - 64 с.

Страментов А.Е. Городское благоустройство. – Киев-Львов, Гостехиздат Украины, 1946, 368 с.

Страментов А.Е. Поселковые улицы. / 2-е изд. - М.: Ак. архит. СССР, 1947 - 125 с.

Станкеев В.М., Страментов А.Е. Вертикальная планировка городских территорий. - М.: МКХ РСФСР, 1947, 80 стр.

Вопросы коммунального хозяйства (сборник статей под редакцией проф., д.т.н, Страментова А.Е.) М.; Л.: МКХ РСФСР, 1949, 67 стр.

Страментов А.Е. Городские дороги (Учебник для специальности городское строительство и хозяйство). - М.: Л. Изд-во МКХ РСФСР, 1950, 508 с.

Страментов А.Е., Засов И.А. Авторское свидетельство на изобретение «Передвижная установка для приготовления асфальтобетона», 1950 г.

1950–1960

Страментов А.Е. Инженерные вопросы планировки городов. - М.: Госстройиздат, 1951. - 226 с.

Страментов А.Е., Меркулов Е.А. Проектирование городских дорог. - М.: МКХ РСФСР, 1952, 496 с.

Страментов А.Е. Вопросы городского движения в советском градостроительстве. // Материалы ко II Всесоюзному съезду советских архитекторов. - М., 1955, 80 с. Госиздлит по строительству и архитектуре

Страментов А.Е. Городские улицы и дороги. (учебник для строительных вузов, 2-е изд.)- М.: Изд-во МКХ РСФСР, 1955, 488 с.

Страментов А.Е. Инженерные вопросы планировки городов. - М.: Госстройиздат, 1955. - 363 с.

Страментов А.Е. Дороги. (городские и внутризаводские) в 2-х частях- М.: Изд-во МКХ РСФСР, 1957, 257 с и 196 с.

Страментов А.Е. Современные проблемы городского районного транспорта. // Советская архитектура. - М., 1958,

Страментов А.Е., Воробьев И.А. К вопросу о реконструкции Садового кольца / Городское хозяйство Москвы, 1958, №10

Страментов А.Е. Инженерные вопросы планировки городов. Издание 2-е - М.: Госстройиздат, 1959. - 424 с.

Страментов А.Е. Вопросы городского движения в градостроительстве / Архитектура СССР, 1959, №4

1960–1970

Страментов А.Е. Пути решения проблемы городского движения и транспорта в крупных городах СССР // Тр. VI сессии АСиА СССР по вопросам градостроительства 7-9 декабря 1960г. – М.:Госстройиздат, 27 с.

Страментов А.Е., Сосянц В.Г., Фишельсон М.С. Городской транспорт и организация движения. - М.: МКХ РСФСР, 1960, 352 с.

Страментов А.Е., Станкеев В.М., Меркулов Е.А. Вертикальная планировка городских территорий. - М.: МКХ РСФСР, 1960, 159 стр.

Страментов А.Е., Бутягин В.А. Планировка и благоустройство городов. - М.: Госстройиздат, 1962.

Страментов А.Е., Меркулов Е.А. Проектирование городских дорог. - М.: МКХ РСФСР,1962.

Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Строительные дороги. // Городское хозяйство Москвы, 1963, № 5.

Страментов А.Е. Введение в городское строительство (Лекции о советском городе). — М.: Госстройиздат, 1963, 172 стр.

Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Городское движение (вопросы скорости и безопасности). - М.: Госстройиздат, 1963. - 294 с

Лавров В.А., Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Улицы, площади и дорожные сооружения //Справочник проектировщика. Градостроительство / Раздел Х – М.: Госстройиздат, 1963, с.144-172

Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Внутригородсой транспорт // Справочник проектировщика. Градостроительство / Раздел ХI – М.: Госстройиздат, 1963, с.173-183

Страментов А.Е., Меркулов В.А. Городские улицы и дороги. (учебник для вузов, 3-е изд.) - М.: Стройиздат, 1965, 343 с.

Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Генеральный план городского движения. // Архитектура СССР, 1964, №6

Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Организация уличного движения. - М.: Стройиздат, 1964

Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Городское движение - издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во лит. по строительству, 1965. - 247 с.

Страментов А.Е., Сосянц В.Г., Фишельсон М.С. Городской транспорт. - М.: Стройиздат, 1969. 418 с. Издание 2-е переработанное и дополненное.

Автор

Используемые материалы

В статье использованы фото
с сайта pastvu.com 

24 мин.

Похожие