Дизайн-код: красивая упаковка или функциональный инструмент?

Дизайн-код в городе – свод визуальных правил, в соответствии с которыми оформляются фасады зданий, торговые объекты, общественные пространства. Дизайн-код может быть креативным, директивным или интуитивным, он может касаться объектов градостроительства, таких как дороги и кварталы. И малые города, и исторические поселения сегодня стараются придерживаться визуальной целостности.

В ходе кейс-дискуссии «Дизайн-код: красивая упаковка или функциональный инструмент?», организованной Институтом Генплана Москвы, ее участники поговорили обо всех аспектах городского дизайн-кода, чтобы понять, нужен ли дизайн-код вообще или это излишество нового времени, а затем разобрали на конкретных примерах, как дизайн-код влияет на облик города.

В мероприятии приняли участие:

Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов Института Генплана Москвы, Ксения Голубева, руководитель Проектного отдела фонда «ДОМ.РФ», Сергей Глубокин, заместитель начальника Управления Архитектурного совета, Петр Кудрявцев, основатель компании Citymakers, Любовь Субботина, член «Союза Дизайнеров Санкт-Петербурга», главный архитектор-дизайнер ледовой арены — СКК «Петербургский». Модерировал дискуссию главный редактор интернет-издания Archspace Александр Змеул.

Открывая дискуссию, заместитель начальника Управления Архитектурного совета Сергей Глубокин напомнил, что именно первый дизайн-код в Москве по вывескам и информационным конструкциям превратил столицу в то, что есть сейчас, позволил сделать ее визуально комфортным городом без информационного шума. После этого дизайн-код применялся на отдельных территориях Москвы, например, на территории ЗИЛа, который можно считать примером целостной реконструкции территории. 

«Сейчас с коллегами мы разрабатываем два документа, которые будут носить рекомендательный характер и содержать минимальные требования к архитекторам, обозначив нижнюю планку. Загонять всех в жесткие рамки типовых решений не хотелось бы», – подчеркнул Сергей Глубокин. Основатель компании Citymakers Петр Кудрявцев в свою очередь заявил, что дизайн-код в городах, конечно, нужен, но этот документ должен быть живым и гибким. Ведь главный вопрос состоявшейся дискуссии – граница стандартизации и авторства. 

Начальник управления перспективных проектов Института Виталий Лутц представил кейс дизайн-кода для транспортной инфраструктуры на примере Юго-Восточной хорды. «Транспортная инфраструктура – не очень характерный объект для дизайн-кодирования. Тем не менее, и сама постановка задачи, и идея работы иллюстрирует важнейший градостроительный тренд на антропоцентризм», – пояснил он.

О том, каким может быть дизайн-код для транспортной инфраструктуры, Виталий Лутц рассказал на примере новой автомагистрали – Юго-Восточной хорде, выделив две важнейшие цели в оформлении магистралей: гуманизация сооружения и создание узнаваемого его образа.

Обсудив тему дизайн-кода мегаполисов, участники дискуссии перешли к теме среды малых городов. Руководитель Проектного отдела фонда «ДОМ.РФ» Ксения Голубева рассказала об особенностях дизайн-кода в исторических городах, а также ответила на вопрос, есть ли какая-то универсальная формула работы с такими территориями, подчеркнув, что уже внедряется дизайн-код для разных территорий таких городов как Суздаль, Иваново.

А вот в Санкт-Петербурге, как ни странно, дизайн-кода не существует, отметила член «Союза Дизайнеров Санкт-Петербурга» Любовь Субботина. Тем не менее, в городе есть позитивный опыт преобразования огромных пространств. Таких, например, как Сенной рынок в самом центре Санкт-Петербурга. Там была проделана большая работа по реконцепции территории, убран весь визуальный шум, организовано пространство для пешеходов, туристов. «Сегодня облик Сенного рынка очень изменился. Люди увидели, насколько эффективной может быть работа по «вычищению» пространства. Этот опыт стараются применять и в других районах города, а значит, процесс по формированию дизайн-кода Санкт-Петербурга начался, этот процесс идет», – заявила она.

3 мин.

Похожие