Хафенсити. Как устаревший порт стал новым лицом города

Проект редевелопмента портовой территории Хафенсити часто упоминают, когда речь заходит об успешных и масштабных примерах ревитализации территории и работы с индустриальным наследием.

Действительно, масштабы реновации поражают: территория в 157 га превратилась в новый мультифункциональный район с офисами, жильем, общественными и деловыми пространствами, с яркой и в то же время созвучной городу архитектурой. Новая застройка увеличивает площадь жилого центра на 40% – по влиянию на город такой проект можно назвать беспрецедентным.

Контекст

Хафенсити, XIX век
Хафенсити, XIX век

Гамбург – изначально портовый ганзейский город, город торговцев и моряков. Именно портовая функция определила его архитектуру и планировку. Центр города застроен в основном краснокирпичными зданиями вперемешку с особняками и фахверховыми домами. Кварталы прорезаны многочисленными каналами, через них перекинуты небольшие мосты.

С развитием морских грузоперевозок портовая часть – Хафенсити – постепенно начала терять свое значение. Контейнерные перевозки требовали от кораблей большей осадки, а от портовой территории – специальных терминалов и глубин. В то же время складские помещения в прежнем объеме становятся ненужными. В конце 80-х объединение Восточной и Западной Германии спровоцировало экономический подъем и, соответственно, увеличение грузопотока через порт. Старый порт уже не справлялся с новыми экономическими реалиями, более того, портовая функция – не самый рентабельный выбор для территории, прилегающей к центру. Все это привело к тому, что район постепенно пришел в упадок, стало очевидно, что порт нужно переносить в менее капиталоемкий район, а функциональное наполнение Хафенсити – пересматривать.

От идеи к мастер-плану

Концепцию развития Хафенсити начали разрабатывать в 1996 году, и уже к 2000 году она была принята. Функциональная структура района рассчитывалась исходя из общей рентабельности инвестиций. В итоге жилью было отдано 30% площадей, бизнес-пространствам – 50%, а остальные 20% – это общественные пространства. За реализацию отвечает специально созданная компания (Hafencity Hamburg Gmbh), которая на 100% принадлежит городу. На вырученные средства от продажи земли инвесторам компания выполняет социальные обязательства перед будущими жителями: создает инфраструктуру, возводит культурные сооружения, обустраивает общественные пространства. 

Основное строительство ведется инвесторами с учетом высотных и стилевых регламентов города (например, все застройщики обязаны соблюдать требования к основному материалу для фоновых жилых зданий – красному кирпичу).

Кварталы Хафенсити в процессе строительства. Пример сохранения дизайн-кода
Кварталы Хафенсити в процессе строительства. Пример сохранения дизайн-кода

Однако для знаковых пространств и зданий-доминант, которые будут определять облик района, проводился отдельный конкурс.

Так, бизнес центры проектировали известные архитекторы Ричард Мейер и Дэвид Чипперфилд, Заха Хадид спроектировала главный променад района, а Рем Колхас разработал проект Музея техники.

Символом и самым ярким акцентом района стала Эльбская филармония, архитектура которой символизирует подход к обновлению района – на исторической, правильных форм массивной базе возникают более гибкие, легкие, запоминающиеся акценты.

Эльбская филармония. Фото Максим Шульц
Эльбская филармония. Фото Максим Шульц

Смена подходов

В мастер-плане 2000 года Хафенсити виделся люксовым районом с бизнес-центрами для размещения штаб-квартир крупных корпораций. Основные лозунги концепции: мобильность, стильная архитектура, туристическая привлекательность. О социальной устойчивости и балансе в документе не было ни слова. Уже позже, после изменения городского законодательства и «поворота к устойчивости», в мастер-план района были внесены существенные изменения: треть вводимого жилья зарезервирована за социальным жильем, строгое зонирование заменяется на интеграцию нескольких функций, прописываются механизмы взаимодействия с местными сообществами и их возможность влиять на район. 

Если западная часть района спроектирована еще по старым подходам, то в новой, восточной, реализуются принципы создания устойчивых сообществ. В частности, принцип радикального смешивания – подход, при котором в одном квартале смешиваются разные типы жителей, форм собственности и функции. Так, кроме частных инвесторов в район вкладываются строительные кооперативы и товарищества собственников. Для строящихся зданий заранее продумываются различные типологии жилья. 

Карта Хафенсити
Карта Хафенсити

Таким образом, пример Хафенсити – это не только образец успешного редевелопмента упадочной территории, но и своего рода урбанистическая лаборатория, в которой реализовывались градостроительные тренды и стандарты разных десятилетий.

Неслучайно в 2006 году здесь был основан архитектурный университет HafenCity Universität Hamburg, который позиционирует себя как генератор новых, нестандартных урбанистических идей и подходов.

4 мин.