Александр Колонтай представил Институт Генплана на конференции REAL CORP 2021

С 6 по 10 сентября в Вене прошла 26-я Международная конференция REAL CORP 2021. Она посвящена городскому планированию, региональному развитию, информационному обществу, а также городским, транспортным и экологическим технологиям. В ней приняли участие 250 участников из 30 стран мира.

Организаторами конференции выступили австрийский центр компетенций в сфере градостроительства CORP и международный союз урбанистов ISOCARP. В секции технологических инноваций заместитель директора Института Генплана Александр Колонтай представил доклад Spatial Navigation Modeling Technology in Urban Planning Project [Технология навигации в виртуальном пространстве градостроительного проекта].

Основной акцент в докладах был сделан на аспектах, связанных с климатом, устойчивой мобильностью, экологией и энергетикой, социальной вовлеченностью, новыми технологиями и подходами к градостроительному планированию. Целая серия докладов была посвящена влиянию COVID-19 на будущее градостроительства.

Наибольшее количество докладов было представлено специалистами из Вены. Этот город занимает первое место в мировом рейтинге по качеству жизни (индекс QLC), жизнеспособности (индекс GLI) и смарт-стратегии (индекс SCSI). Специалисты были единодушны в том, что будущее градостроительство связано с человекоцентризмом, экобалансом и экомобильностью. Также отмечается важность интеграции на уровне городских функций и необходимость международного и междисциплинарного сотрудничества.

Различается подход к достижению этих целей. Ролан Кребс из Вены настаивал на том, что «…качество архитектуры зависит от качества системы контроля». Именно для этих целей в строительный кодекс Вены в 2014–2019 годах были внесены требования по заключению градостроительного контракта между городом и застройщиком на стадии утверждения проекта планировки. При освоении участка площадью более 5 тысяч кв. м большая его часть отводится для социального жилого фонда. При этом существующая доля социального и доступного жилья в Вене составляет 80%.

Там же говорится об обязательном озеленении фасадов, о минимальной площади озеленения пространств общего пользования от 4 кв. м на человека, об обязательных зонах смешанного использования и городских подцентрах, о гибридных промышленных зонах смешанного с жильем использования и обязательном сохранении существующих в Вене промышленных зон.

В противоположность жесткому градостроительному контролю польский специалист Петр Лоренц настаивал на «новой доктрине планирования», требуя больше свободы в градостроительном планировании и отказа от регламентации.

Александр Колонтай
Александр Колонтай
Заместитель директора Института Генплана Москвы

Через призму российской практики эти призывы выглядели бы для кого-то привлекательными, но для большинства наших специалистов воспринимались бы абсурдными, если бы не принимали во внимание ту роль, которую отводят западные урбанисты вовлечению в процесс планирования местного населения.

Японские урбанисты сообщили об изменениях в правилах землепользования Токио. С одной стороны, они связаны с падением цен на периферийные промышленные территории с 1990 года, а с другой — с повышением интереса к сельскому хозяйству в границах города. В 2015 году был принят закон об обязательных сельскохозяйственных зонах в Токио, которых сегодня почти 5 тысяч га. На них собирают 1,75 кг/м2 овощей с учетом зонирования по уровню водо- и энергопотребления городских земель.

Связь экология — энергетика — сельское хозяйство является важнейшей составляющей международной программы Food — Water — Energy Nexus, которая исследовалась участниками конференции с разных ракурсов. Так, специалисты из Штутгарта и Лейпцига экспериментально оценили ресурсную эффективность озеленения крыш зданий. Энергоэффективность повышается при этом всего на 0,3%, экономия дождевой воды составляет уже 30%, а NPV становится экономически эффективной только при одновременной реконструкции старой застройки.

Учитывая, что города сегодня потребляют 80% всей энергии и образуют 60% выбросов, 700 городов Европы присоединились к перспективной политике Евросоюза о нулевых выбросах к 2050 году. Вместе с тем эксперты конференции обратили внимание на технические, культурные, политические риски, связанные с реализацией политики нулевых выбросов.

Экологизации транспортной мобильности на конференции было уделено особое внимание. Приоритетом становится развитие общественного транспорта, создание условий для вело- и пешеходного движения, формирование привлекательных общественных пространств города, приближение услуг к населению и интеграция функций. Одно из австрийских исследований было посвящено эксперименту с размещением шкафов-локеров в узлах общественного транспорта как элемента интернет-торговли, что увеличивает пользование общественным транспортом и уменьшает бытовые передвижения на транспорте.

Передвижение на личном автомобиле в Вене составляет значительную долю — 58%. Эта цифра стала поводом для исследования экономической эффективности разных видов мобильности и влияния автомобильного движения на расширение рынка труда в Венской агломерации. Расчеты были основаны на сопоставлении стоимости транспортных издержек (включающих пробки, воздействие на среду и человека, ДТП, субсидии) и повышения доступности мест приложения труда за минуту передвижения. Было показано, что автомобиль влияет на агломерационный эффект по доступности рабочих мест на 6–17% выше, чем общественный транспорт.

Вместе с тем суммарные издержки для поездки на автомобиле в год на человека составили 4430 евро, а на общественном транспорте — 820 евро. Основную долю издержек составляет потеря времени из-за пробок. В Вене в год на автомобиль приходится 4–5 тысяч евро потерь, а в Европейском союзе — до 2% ВВП. Исследование показало, что баланс расходов и доходов становится положительным, если доля поездок на автомобиле в венской агломерации составляет менее 18%. При увеличении этой доли автомобиль становится неконкурентным общественному транспорту для ВРП Вены.

С интересом на конференции были восприняты доклады российских участников. Группа исследователей Южного градостроительного центра из Ростова-на-Дону объединилась со специалистами из Австрии, Греции и Румынии и подготовила технологию градостроительного проектирования CRISALIDE по программе ENRP при совместном финансировании РФ и ЕС. Авторский коллектив из Санкт-Петербурга представил международному сообществу философский взгляд на проблему взаимодействия общества и государства в эпоху цифровых технологий. Для исторического анализа была использована работа Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» 1938 года. Вывод доклада состоял в том, что эффективность технологии зависит от того, в чьих руках и для каких целей новая технология используется.

В этом плане Технология навигации в виртуальном пространстве градостроительного проекта, доложенная на конференции Александром Колонтаем, не может быть использована иначе, чем в гуманитарных целях, поскольку ее применить может только архитектор при разработке нового жилого района, квартала или города. Эффективность этой технологии навигации была продемонстрирована участникам конференции на анализе реализуемого проекта города — жилого района Seestadt Aspern в Вене. Новизна технологии состоит в использовании объективных топологических свойств градостроительного пространства для развития проектных средств моделирования композиционного многообразия городской среды.

Со всеми материалами и научными статьями конференции REAL CORP 2021 можно познакомиться на сайте кофнеренции www.corp.at. 

Автор

6 мин.

Похожие