В тренде мегаполисов – комфорт и уникальность

На протяжении последних 10 лет Москва ликвидирует дисбаланс в городской застройке, увеличивая темпы развития транспортной и социальной инфраструктуры. О том, как город формирует высококачественную и мультифункциональную среду для жизни, рассказала директор Института Генплана Москвы Татьяна Гук.

Приводим полный текст интервью, размещенного на сайте stroi.mos.ru.

– Татьяна Николаевна, как создается сбалансированный проект планировки территории для Москвы? Что в него должно входить и какая основная цель таких проектов?

– Главная цель любого проекта – создание современных, функциональных городских пространств и при этом бережное сохранение сложившегося облика московских районов. Поэтому сбалансированный проект обязательно предполагает не только строительство жилья, но и создание рабочих мест, объектов социальной инфраструктуры, новых улиц, организацию парковых и благоустроенных зон на рассматриваемой территории, максимально внимательное отношение к истории района.Сегодня важнейший градостроительный тренд – качественное улучшение городской среды и соблюдение принципов концепции «город в городе», таких как доступность и комплексность проекта.

– Какие аспекты учитывают при проектировании городской территории? Каким объектам сейчас уделяется больше внимания, чем 10 лет назад?

– Градостроительное развитие столицы определяется видением руководства города, Комитетом по архитектуре и градостроительству. И сегодня Москомархитектура ставит перед нами задачу комплексного развития территорий. А такое развитие, грамотное городское планирование невозможно без понимания архитектурных, экономических, экологических, инженерных и других аспектов.

В начале 2000-х годов существовал дисбаланс в развитии города, наблюдался перекос в сторону строительства жилья. Последние 10 лет этот дисбаланс ликвидируется – наращиваются темпы строительства транспортных объектов, развивается система общественного транспорта, появляются крупные спортивные сооружения, создаются озелененные общественные пространства.

Согласно градостроительной политике правительства Москвы, территории города получают не только жилую функцию, но и многие другие, что помогает уравновесить тренды предыдущих лет. Настоящее время – это время создания в городе высококачественной и мультифункциональной среды. И сегодня, когда стартовала программа реновации жилищного фонда, опыт предыдущего десятилетия позволяет нам не допускать прежних ошибок. Проектируемые жилые территории уже насыщены всеми необходимыми функциями, так как работа проектировщиков строится именно на комплексном подходе к преобразованию любой городской территории.

– Сегодня развитие районов Москвы не везде проходит сбалансированно: некоторые районы преуспевают в этом деле лучше остальных. С чем это связано и как город планирует синхронизировать это развитие?

– Сложно сравнивать районы столицы хотя бы потому, что какие-то из них являются московскими на протяжении долгих лет, десятилетий и даже веков, а какие-то были присоединены к столице относительно недавно.

История возникновения московских районов во многом определяет и задачи по их развитию, и методы их решения. Например, если в центре Москвы с его узнаваемым обликом и плотностью исторической застройки требуется ювелирная работа архитекторов-градостроителей, то на недавно присоединенных территориях главное, что от нас требуется, это соблюдение московских стандартов качества среды.

Наша задача при работе с новыми районами – сделать их подлинно московскими, чтобы они выглядели и воспринимались частью столицы и не вызывали ощущения заброшенности. А синхронизировать развитие разных районов и увязать их воедино прежде всего позволяет транспортный каркас города, то есть создание, совершенствование, модернизация транспортной инфраструктуры столицы.

– Как понять, в каких объектах нуждается конкретный район?

– Мы ориентируемся на стратегию градостроительного развития, сформированную Комитетом по архитектуре и градостроительству, стандарты качественной и комфорт ной городской среды, нормативы проектирования. К тому же знаем, как будет развиваться конкретная территория и прилегающие к ней территории благодаря основополагающим градостроительным документам, которые пишутся на перспективу. При этом мы находимся в активном диалоге с москвичами. При разработке проектов всегда учитывается мнение жителей, их пожелания и замечания.

Электронные общественные обсуждения, организованные Москомархитектурой, – эффективный инструмент взаимодействия города и его жителей, благодаря которому каждый может высказаться по вопросам развития столицы. А мы, градостроители, в свою очередь, теперь можем оперативно информировать жителей о предстоящих изменениях в Москве и сразу же получать от горожан обратную связь по проектам.

Татьяна Гук
Татьяна Гук
директор Института Генплана Москвы

Москва – это центр притяжения для миллионов людей именно потому, что город стремится соответствовать запросам всех своих жителей. Люди с разными интересами, разного достатка, из разных социальных и возрастных групп живут в столице, потому что именно здесь им удобно жить, они чувствуют себя востребованными, защищенными и нужными.

– Не означают ли единые стандарты качественной и комфортной городской среды то, что все районы будут одинаковыми?

– Нет. Если в столице везде без исключения будет хорошо с транспортным обслуживанием, будет удобно жить – водить детей в детские сады, школы, гулять с ними в парках, то это не превратит разные районы огромного города в «сделанные под копирку».

Единые стандарты качественной городской среды ни в коем случае не отменяют уникальные особенности районов: природу, историческую идентичность, знаковые городские объекты. Развитие города предполагает индивидуальный подход к каждому проекту. Разнообразие фасадов и их цветовых решений, переменная этажность, типология зданий в целом формируют индивидуальность территории, дают жителям ощущение особенности, неповторимости своего дома и района. Такой подход обеспечивает принципиально новую среду, в которой жители чувствуют себя комфортно и защищенно, это помогает каждому району обрести узнаваемое и привлекательное лицо.

С этой же целью в конце 2020 года Институт Генплана Москвы по инициативе Москомархитектуры провел конкурс на разработку архитектурных решений домов, построенных по программе реновации. По итогам этой работы город получил обширную библиотеку фасадных решений, интересных и при этом релевантных с точки зрения строительства.

– С 2010 года активно ведется реорганизация столичных промзон. Какая роль отведена им в сбалансированном развитии города?

– Преобразование старых промышленных зон – важная стратегическая задача для столицы, благодаря решению которой территории, выключенные из жизни города, должны пережить второе экономическое рождение, получить импульс к развитию. Уже сейчас мы видим, как на смену крупным промышленным предприятиям в Москве приходят высокотехнологичные «чистые» производства, и этот тренд будет усиливаться. То количество площадей, которое требовалось для крупных промышленных предприятий, будет не нужно для организации современных наукоемких производств, соответствующих всем стандартам безопасной и комфортной среды.

Высвобождающиеся территории промзон могут быть использованы и под размещение жилой застройки, объектов транспорта, социальной инфраструктуры, формирование парковых пространств и так далее. Механизм комплексного развития территорий позволит создавать на их месте целые микрорайоны с местами для работы и отдыха, социальными и досуговыми центрами.

– Сегодня темпы строительства московского метро бьют рекорды. Например, до конца этого года в столице запланирован ввод девяти станций Большой кольцевой линии. На что в первую очередь обращают внимание специалисты Института Генплана при развитии инфраструктуры вокруг новых станций?

– У любого крупного транспортного проекта есть несколько факторов успеха, его востребованности. В первую очередь, это доступность: пешком, на общественном или личном транспорте дорога должна быть комфортной и беспрепятственной.

Второй важный аспект – безопасность. Не все станции строятся в районах с уже сложившейся средой. Пешеходные переходы, светофоры, освещение, благоустройство – даже если вы идете через промышленную территорию, вы должны чувствовать себя в безопасности.

Если эти требования не будут соблюдаться, люди предпочтут более привычные маршруты, тогда станции БКЛ останутся невостребованными. Поэтому такие проекты планировки всегда предусматривают комплексное благоустройство прилегающих к станциям территорий, организацию непрерывных пешеходных связей, размещение вблизи остановок общественного транспорта, велопарковок и пунктов велошеринга.

– Возвращаясь к теме сбалансированного развития территорий, предлагаю закончить фразу «В городе комфортно жить, если ….»

– … в этом городе есть все, что требуется, и каждому в нем удобно. Москва – это центр притяжения для миллионов людей именно потому, что город стремится соответствовать запросам всех своих жителей. Люди с разными интересами, разного достатка, из разных социальных и возрастных групп живут в столице, потому что именно здесь им удобно жить, они чувствуют себя востребованными, защищенными и нужными.

stroi.mos.ru

7 мин.

Похожие