Парковый узел. Концепция «Суперпарка Яуза»

Проект «Суперпарка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.

Виталий Лутц
Виталий Лутц
начальник управления перспективных проектов Института Генплана Москвы

Я живу в районе Ростокино, мои дети выросли здесь и я на собственном опыте знаю, насколько там сложно и некомфортно перемещаться между рекреационными территориями, расположенными, казалось бы, сравнительно близко друг от друга. Так что идея «настроить», насколько возможно, эти переходы: расширить узкие места, особенно в пересечениях с крупными трассами, где автомобильное движение, образно говоря, поглощает собой всё, или в соседстве с промзонами, где попросту неприятно ходить между сплошными заборами, – появилась у нас достаточно давно.

Какое-то время мы работали, изучали проблемные места и перспективы их улучшения, в том числе и на воркшопах со студентами, – так возник комплекс идей разного масштаба. Он представляется нам суммой позитивных «вторжений», способных не просто улучшить городскую среду, но дать кумулятивный эффект: интенсифицировать функционирование зеленых территорий в северной части города, в числе прочего – помочь развитию крупных туристических маршрутов.

Концепция «Суперпарка Яуза» разработана в Управлении перспективных проектов Института Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры.

Ее особенность – в высокой эффективности предложения: непосредственно оно затрагивает разнообразными улучшениями 57.7 га городских территорий, включая набережные, пространства под мостами и вдоль улиц – но косвенно концепция должна повлиять на много более значительную территорию – 2070 га, на которых проживает порядка 800 000 человек. Если посчитать, получается очень высокий показатель эффективности «убранистических интервенций» – три процента влияют на судьбу ста. Всегда бы так. 

Улучшения запланированы в нескольких узловых точках между парками, распределенных по течению Яузы на «городском» перешейке – части, проходящей по промзонам и задворкам микрорайонов, пересекаясь с крупными автомагистралями – между Сокольниками и Ростокино и северо-восточным углом Ботанического сада. Вся вереница выбранных точек вытянута по диагонали с северо-запада на юго-восток. Каждая точка – в той или иной степени ключевая, вместе они складываются в маршрут, который должен позволить свободно, и даже с удовольствием, перемещаться от одной зеленой территории к другой. Получается своего рода спортивно-пешеходная «хорда»; позволю себе сопоставить ее со строящейся автомобильной Северо-Восточной хордой, хотя «трассы», конечно, очень разные и пересекаются между собой лишь в одной точке. 

Антон Перфильев
Антон Перфильев
главный архитектор Управления перспективных проектов

Помимо основных предложений по улучшению связности между парками в концепции также даются рецепты решения более локальных проблем, таких как неприспособленные для велосипедистов и маломобильных групп парковые мостики «лужковской эпохи»; отсутствие какого-либо сопутствующего сервиса; хаотичная организация пространства улиц, приводящих людей в парк. В частности, южный выход с Акведука попросту выходит на парковку в тупике улицы. Отдельная ирония заключается в том, что сам акведук работает как мост только по выходным. Такие места не сложно очеловечить, особенно по опыту работы с профилем улиц программы «Моя улица».

В нашей концепции важны не только формирование основных маршрутов, но и организация комфортной среды на подступах к паркам, связях с «городом». Цель – комплексно развивая разные виды территорий, добиться «бесшовности» городской среды.

Полную версию статьи читайте на сайте archi.ru.

3 мин.

Похожие