Наталия Широкая: здесь у всех есть шанс раскрыться с новой стороны

Бывает, что любимая работа в Институте Генплана перестает радовать так, как в самом начале. Тянет заняться чем-то другим, давно интересующим, манящим… Неужели нужно встать и уйти? Вовсе нет. Возможность проявить себя в новой роли, изменить сферу деятельности, развиваться и радоваться каждому новому рабочему дню здесь есть у каждого.

Пример Наталии Широкой, главного специалиста мастерской стратегических исследований и мониторинга градостроительной документации, а до недавнего времени главного специалиста мастерской развития планировочной структуры улично-дорожной сети, – отличное этому подтверждение.

Наталия, какой вуз вы окончили? Что повлияло на выбор профессии?

Я окончила Московский Государственный Строительный Университет (НИУ МГСУ), факультет «Городского строительства и хозяйства».

Выбор направления был скорее интуитивным, чем рационально обоснованным. Поступая в университет, я не могла представить, что совсем скоро Москва активно подхватит мировую урбанистическую повестку и случится тот градостроительный ренессанс, который мы сегодня не без гордости наблюдаем в разных его проявлениях: развитие общественных пространств, пассажирского транспорта и прочее.

Что было самым важным из того, чему там научились?

Градостроительство меня привлекло своей междисциплинарностью. Оно существует на стыке различных направлений науки: архитектура, транспорт, экология, социология, экономика… Университет показал мне весь этот спектр и помог обнаружить, что, градостроитель – это специалист с широким кругозором и высоким уровнем компетенций в различных областях.

Что привело вас именно в Институт Генплана? Как попали сюда?

В Институте Генплана я работаю 9 лет. Когда была еще студенткой, в 2013 году в мастерскую в составе Научно-проектного объединения транспорта и дорог меня пригласил Денис Николаевич Власов, который был моим научным руководителем.

Горжусь тем, что мне посчастливилось принять участие в развитии транспорта в любимом городе. Долгое время моя работа была связана с практикой градостроительства (транспортным планированием), однако меня всегда также привлекала наука и исследования. И в конце 2021 года я защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие планировочной структуры территории транспортно-пересадочных узлов». Кстати, за первые шаги в науке хочу еще раз сказать спасибо своему научному руководителю – заместителю директора Института Генплана Денису Николаевичу Власову.

Расскажите о своей диссертации поподробнее

Моя диссертация была посвящена оценке сбалансированности развития территории. А сбалансированность территории – это соответствие степени ее использования (объем деловой и коммерческой застройки) уровню транспортного обслуживания. Проще говоря, в идеале, для сбалансированного и устойчивого развития города на территориях с высоким уровнем транспортного обслуживания должно быть много застройки и наоборот.

Размещение городских объектов разного назначения в составе транспортно-пересадочных узлов позволяет формировать разветвленную систему общественных центров города, полицентричную планировочную структуру. Безусловно, в смысле полицентричности Москве сегодня есть куда расти и развиваться, так что данное направление исследований весьма актуально.

Основная задача моей работы заключалась в том, чтобы сформировать рекомендации по сбалансированному развитию территории транспортно-пересадочных узлов. В рамках исследования я искала закономерности развития планировочной структуры территории пересадочных узлов и в результате разработала методику, которая позволяет определить оптимальную интенсивность использования таких территорий в зависимости от разных условий.

При подготовке диссертации мне очень пригодился практический опыт развития территорий ТПУ. Но перспективы развития этой темы выходят далеко за пределы транспортного планирования и лежат в плоскости междисциплинарных исследований. Необходимо рассматривать эту тему в контексте других дисциплин. К примеру, делать экономическое обоснование размещения застройки общественного назначения в составе транспортно-пересадочных узлов, исследовать поведенческие модели пассажиров и так далее.

Чем занимаетесь в Институте сейчас?

Сейчас я работаю в мастерской Стратегических исследований и мониторинга градостроительной документации, которая входит в Научно-проектное объединение комплексных и стратегических разработок. Объединение выполняет работы в сфере стратегических и социально-экономических оценок процессов и мероприятий по развитию города. Мы разрабатываем сценарии развития на базе прогнозов демографического развития, эволюции структуры занятости населения, мониторинга трендов и приоритетов развития регионов, городов и их агломераций.

В данный момент под руководством Дмитрия Юрьевича Некрасова мы готовим к исследованию новую область социально-экономической проблематики городов. Речь об изучении современных процессов, закономерностей и факторов, определяющих численность населения, характер занятости людей и их транспортного поведения. Работа охватит территории всего Московского региона.

Актуальность работы определяется новыми трендами в развитии городов. Например, уже сейчас цифровизация, новые технологии в транспортном и информационном обслуживании меняют потребительское поведение, рынок труда и, соответственно, модель пространственного размещения функций и мобильности горожан. Мы видим развитие онлайн-сервисов, увеличение доли мобильной занятости, появление новых форматов мест приложения труда и жилья (коворкинг, коливинг).

Такие изменения, безусловно, необходимо исследовать, систематизировать и учитывать в проектной работе, потому что их совокупность уже сегодня задает будущие модификации  каркасов городов, их облика и формата экосистемы в целом. В общем, работы впереди много, она новая и интересная. Это очень вдохновляет!

Не жалеете о работе, которой занимались ранее?

Не жалею. Но я, безусловно, очень благодарна заместителю директора, руководителю Транспортно-инженерного центра Игорю Александровичу Бахиреву и руководителю Научно-проектного объединения Транспорта и дорог Татьяне Викторовне Сигаевой за бесценный профессиональный опыт, который получила за годы работы в Транспортном подразделении.

Мне всегда очень нравились аналитика, статистика. Я довольна, что теперь могу в полной мере погрузиться в эту работу. Думаю, здорово, что в Институте Генплана есть условия для горизонтальных переходов сотрудников между структурными подразделениями. Это дает возможность искать себя и шанс раскрыться с новой стороны специалистам различных направлений, и это особенно ценно в такой сфере как градостроительство.

Что у вас вызывает интерес вне работы? Есть какие-то хобби, увлечения? Как отдыхаете от работы?

Я люблю горы и немного занимаюсь скалолазанием. Вопреки распространенному мнению, скалолазание не про то, чтобы добраться до вершины наперекор своим возможностям. Оно про то, чтобы уметь грамотно распорядиться своими силами, чтобы сделать больше и, конечно, получить удовольствие в процессе. Думаю, что эти правила отлично применимы и в работе, и в жизни вообще.

Какие советы вы можете дать молодым специалистам, которые только начали свой профессиональный путь в Институте?

Учиться новому! Это необходимо для того, чтобы профессионально расти и не терять интерес к работе. А еще не забывать об отдыхе для соблюдения баланса между работой и личной жизнью.

5 мин.

Похожие