Страсти вокруг памятника Гоголю: страдающий мистик или гордый классик?

Гоголевский бульвар – один из десяти бульваров, входящих в знаменитое кольцо Москвы. Он пролегает от площади Пречистенские Ворота до площади Арбатские Ворота. Его длина составляет 750 метров, что делает его третьим по протяжённости среди бульваров, образующих кольцо. Он входит в состав ЦАО и располагается на территории двух районов – Арбата и Хамовников.

При рассмотрении карты города становится понятно, что Бульварное кольцо на самом деле представляет собой полукольцо, поскольку не имеет замкнутой формы. Оно начинается Гоголевским и заканчивается Яузским бульваром, с обеих сторон ограничено руслом Москвы-реки. Бульварное кольцо сформировалось на месте древнего крепостного укрепления, известного как Белый город. В средние века оно играло значимую оборонительную роль, защищая московские посады от захватчиков. Однако со временем город разрастался, набеги кочевников прекратились, и постепенно прежняя функция крепости была утрачена. Стены создавали неудобство при перемещении внутри города и мешали проезду транспорта, кроме того, под действием времени они начали разрушаться, представляя собой опасность для жителей.

Указ о необходимости снести ветхие стены Белого города и на их месте создать прогулочное пространство был издан Екатериной II. По сей день напоминанием о Белом городе служит название площадей, расположенных между бульварами, на месте которых ранее находились крепостные ворота. Так, Гоголевский бульвар соединяет между собой две площади – Пречистенские Ворота и Арбатские Ворота, о чём уже упоминалось ранее. В наши дни он является первым по очерёдности, но не старейшим бульваром. Он сформировался только после французской интервенции и большого пожара Москвы 1812 года.

Первоначально бульвар назывался Пречистенский – по церкви Пречистыя Богородицы Смоленской, входящей в состав Новодевичьего монастыря. Однако в советское время он был переименован в Гоголевский. Это произошло в 1924 году, в связи с празднованием 115-летия классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя. Известно, что в конце 1840-х – начале 1850-х годов писатель жил неподалёку, на Никитском бульваре, и любил здесь прогуливаться. Ещё с дореволюционного времени в конце бульвара у Арбатской площади разместился памятник Гоголю работы скульптора Н. А. Андреева. Он изображал писателя сгорбленным, сидящим в печальной позе со склонённой головой, и сразу же вызвал бурные дискуссии среди горожан.

В среду, 13 мая 1909 года в городских газетах появилась фотография памятника, воздвигнутого в ходе празднования «Гоголевских дней» в Москве при большом скоплении народа. Вокруг него была оформлена широкая площадка, украшенная цветником и фонарями. Сама бронзовая фигура писателя размещалась на гранитном постаменте.

Скульптор увековечил Гоголя в трагическом образе, передавая скорбь и неуверенность последнего периода его жизни. Писатель выглядел болезненным и надломленным, переживающим духовный кризис, что было созвучно настроениям творческой интеллигенции начала XX века. Однако далеко не всем понравился необычный памятник, многие резко порицали скульптора, вменяя ему в вину искажение образа великого писателя. Общественность разделилась на два лагеря – тех, кто восхищался незаурядно переданными трагизмом и драмой, воплощёнными в памятнике, и тех, кто считал, что это оскорбительно по отношению к памяти Гоголя, а также, что неуместно увековечивать болезнь и страдание.

Резонанс был так велик, что в газете даже появилась статья под названием «Отчего не удался памятник Гоголю», в которой высказывались критические суждения, наподобие: «Памятник не годится… он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Многие возмущённые горожане призывали взорвать его, чтобы «на его месте, наконец, поставили что-то достойное». Этот странный памятник, не вписывающийся в общепринятые представления о том, как должен выглядеть монумент в честь великого человека, вызывал раздражение с первого дня его открытия – не только в царский период, но и после него.

В 1952 году советское правительство приняло решение установить новый, более парадный памятник Гоголю, а прежний переместить на территорию Донского монастыря, где находился филиал музея архитектуры. Городская легенда гласит, что его заменили по личному распоряжению Иосифа Сталина, который считал скульптуру печального и подавленного Гоголя неуместной и не способствующей подъёму национальной гордости советских граждан. В новой интерпретации ведущего мастера соцреализма скульптора Томского Гоголь изображён выпрямленным в полный рост, он держит в руке книгу и имеет торжественный, даже гордый вид. Писатель выглядит уверенным, чуть улыбается и как бы собирается сделать шаг вперёд. Именно так, по мысли советских идеологов, должен быть увековечен классик русской литературы.

Однако вскоре выяснилось, что москвичи скучают по «старому» Гоголю. Поэтому в монастыре он пробыл всего семь лет, после чего памятник был перенесён в тихий двор дома №7 по Никитскому бульвару. Именно в этом доме писатель прожил свои последние годы, сжёг черновики второго тома «Мёртвых душ» и вскоре скончался. Таким образом с 1959 года в Москве на расстоянии нескольких сот метров друг от друга находятся два таких разных памятника одному и тому же лицу, что в градостроительной практике является небывалым случаем.

Отличительной особенностью Гоголевского бульвара является его необычный трёхступенчатый рельеф – бульвар и его проезды располагаются на разных высотных уровнях. При прогулке по нему сразу обращает на себя внимание подъём его левой, восточной стороны и понижение правой. Сильный перепад рельефа обусловлен тем, что когда-то под стенами Белого города протекал ручей Черторый, проложивший здесь своё неровное русло. Он славился бурным течением, особенно в весенний период, и перебраться через этот овраг представляло большую сложность для горожан, которые говорили «сам черт его рыл!». Отсюда и пошло народное прозвание ручья, позже перешедшее на весь район – Чертолье. В средние века овраг играл защитную роль при обороне города, с его высокой восточной стороны был насыпан земляной вал, что сделало его ещё более неприступным. В месте, где в наши дни пересекаются Гоголевский бульвар и переулок Сивцев Вражек, ранее в Черторый впадал ручей Сивец, его приток. В конце XVIII века овраг, по которому протекал Сивец, выровняли и на его месте образовалась улица Сивцев Вражек, а сам ручей заключили в открытую канаву.

В конце XVI века в период правления последнего царя из рода Рюриковичей Фёдора Иоанновича, на месте, где в наши дни находится Гоголевский бульвар, была возведена крепостная кирпичная стена Белого города. Масштабное строительство новых крепостных сооружений было инициировано Борисом Годуновым. Здесь стена проходила по высокому восточному гребню и имела посередине две глухие башни. С двух концов современного бульвара размещались «воротные» башни – Арбатская и Чертольская, – через которые осуществлялось движение внутрь крепости и за её пределы. Чертольские ворота в XVII веке были переименованы в Пречистенские. Стены Белого города со временем стали хаотически обрастать с обеих сторон лавками, кузнецами и другими постройками горожан.

В 1775 году императрицей Екатериной II был утверждён план переустройства Москвы, согласно которому на месте крепостных сооружений должны были появиться прогулочные зоны для горожан – бульвары. К 1780-м годам стены Белого города были полностью разобраны, однако устройству бульварного кольца помешало противодействие московской знати и купечества, которые захватили большую часть освободившейся территории для своих личных нужд. Было обустроено всего несколько разрозненных бульваров, а между ними высились дворы состоятельных москвичей и казённые постройки.

На территории современного Гоголевского бульвара в 1790 году располагался двор графа А. С. Шереметева, питейный дом, полицейский участок – «съезжий двор» седьмой части, а также четыре двора, в которых проживали чиновники. Такая ситуация с захватом и застройкой территории будущего бульварного кольца продолжалась до 1812 года, когда большой пожар уничтожил все деревянные строения, таким образом освободив место для последующего благоустройства города. К 1818 году Пречистенский бульвар был открыт для городских гуляний. Неспокойный ручей Черторый, давший название всей округе, поместили в открытую канаву с западной стороны бульвара, где он протекал до 1870-х годов, после чего было принято решение спрятать его в подземную трубу.

В месте, где в наши дни бульвар берёт своё начало, с XV века располагалась деревянная церковь Святого Духа. В конце XVII веке её перестроили в камне на средства полковника Дементьева. Каменная церковь Святого Духа находилась здесь вплоть до 30-х годов XX века, когда она была снесена, и на её месте началось строительство станции метро «Дворец Советов» - современная «Кропоткинская».

Высокая правая сторона бульвара, всегда считавшаяся более респектабельной, уже в XVIII веке была плотно застроена дворянскими усадьбами. Среди них особенно выделяется изящный терем Третьякова, декор фасадов которого выполнен в русско-византийском стиле. Рядом с усадьбой Третьякова ранее располагалась церковь иконы Ржевской Божьей Матери, разрушенной в 1924 году.

В XIX веке бульвар стал излюбленным местом прогулок художников и писателей.

Одной из самых заметных архитектурных достопримечательностей на Гоголевском бульваре является усадьба Цурикова-Нарышкиных, построенная по проекту Матвея Казакова. Привлекает внимание массивный фасад центрального дома, оформленный коринфским портиком и украшенный лепниной. В 1820-е годы домом владел декабрист, член Союза благоденствия и Северного тайного общества Михаил Нарышкин. Здесь его арестовали 30 декабря 1825 года, после чего он был конвоирован в Санкт-Петербург и отбывал заключение в Петропавловской крепости. Во второй половине XIX века это монументальное здание занимало Удельное ведомство, в котором бывали такие известные люди как композитор Антон Рубинштейн, писатели Иван Тургенев, Александр Островский, поэт-лирик Афанасий Фет. В советское время в усадьбе располагался Союз художников СССР. В наши дни усадьбу можно увидеть по адресу Гоголевский бульвар, дом 10.

В советский период бульвар был чрезвычайно популярен как место для прогулок с детьми, о чём свидетельствуют многочисленные архивные фотографии. Особенно оживлённым он становился в зимний период, когда его высокая восточная сторона превращалась в горку, с которой дети катались на санках, ледянках и даже на школьных портфелях. Гоголевский бульвар неоднократно упоминался в литературных произведениях и кинофильмах. Так, именно здесь происходит встреча главной героини культовой советской картины «Москва слезам не верит» Катерины Тихомировой с её возлюбленным Родионом Рачковым, и спустя 20 лет здесь же происходит их последний разговор и прощание.

В 2007 году в истории бульвара произошло значимое событие – на нём был открыт памятник Михаилу Шолохову. Скульпторы Иулиан и Александр Рукавишниковы нашли необычное решение, изобразив писателя сидящим в лодке, вокруг которой размещены конские головы. Памятник совмещён с фонтаном. Он располагается на высокой наклонной стороне бульвара, поэтому, когда в летнее время включают фонтан, его стекающие вниз струи создают эффект плывущих лошадей.

В наши дни Гоголевский бульвар по-прежнему остаётся одним из любимых мест отдыха москвичей. Широкая прогулочная аллея, с обеих сторон озеленённая деревьями, оборудована уютными лавочками, а также клумбами. В вечернее время на бульваре можно увидеть подсветку, окрашивающую деревья в разные цвета.

Автор

Используемые материалы

В статье использованы фото
с сайта pastvu.com

8 мин.

Похожие