Специалисты Института Генплана ответили на вопросы СМИ

В Южно-Сахалинске начались обсуждения проектов генерального плана и правил землепользования и застройки, разработанных Институтом Генплана Москвы.

На вопросы о сути и ключевых положениях документов, согласно которым областной центр будет жить ближайшие десятилетия, ответили наши специалисты.

Общение с жителями и судьба Горького

Сейчас для жителей Южно-Сахалинска доступны свежие версии генерального плана и ПЗЗ. В них уже включены предложения горожан, которые впервые собрали в конце 2020 года. Во время комплексного исследования проектировщики получили 1800 пожеланий, часть из которых стала основой для разработки стратегии пространственного развития.

— Проект генерального плана находится сейчас в стадии согласования и прохождения публичных слушаний. В ходе этих процедур в него вносятся изменения, чтобы максимально учесть интересы всех участников процесса (общественность, бизнес, администрация города и так далее). На сегодня многие наиболее важные решения по генеральному плану приняты. Идет процесс доработки, дошлифовки документа. Есть ряд вопросов, по которым нет окончательного решения, — отмечают разработчики.

При обсуждении проекта генплана пришло не так много предложений — они в основном касаются интересов региона, города, жителей и бизнеса. Как раз на них будет сделан акцент во время публичных слушаний. В качестве примера институт приводит улицу Горького, которая стремится на юг и пугает этим горожан, у которых там дома. Обсуждения вокруг этого объекта идут уже несколько лет.

— Одним из важнейших вопросов является продление улицы Горького. Это решение было в составе предыдущих принятых документов, и мы рассматривали его очень детально. Были проанализированы четыре варианта трассировки улицы Горького, в том числе с различной степенью ухода на восток, в горы. При проведении финансовых расчетов оказалось, что преодоление активного рельефа напрочь исключает возможность реализации такой дороги в соответствии с нормами общегородских магистралей. Пришлось вернуться к исходной трассировке.

Мы считаем, что дорога необходима городу. Продольные магистрали в направлении север-юг играют в нем ключевую роль с позиции транспортной связности. Сейчас основной связью является проспект Мира, мы пытаемся создать его дублер от Охотского шоссе. Для этого требуются также переговоры между правительством Сахалинской области и Министерством обороны Российской Федерации. Это большая задача, ориентированная на общегородское благо, поэтому мы будем еще раз презентовать наши аргументы на публичных слушаниях и обсуждать этот вопрос, — отмечает Институт Генплана Москвы.

Дороги и отличия генпланов

Прошлый генеральный план Южно-Сахалинска был принят в 2014 году и он вызывал слишком много нареканий, с ним работать оказалось невозможно. Сах.ком попросил разработчиков назвать пять главных отличий документов.
  • Новый генеральный план гибок в функциональном использовании территории;
  • Новый генеральный план предлагает вариативность освоения территорий при условии их инфраструктурной обеспеченности;
  • Новый генеральный план учитывает региональные стратегические проекты, в том числе новое жилищное строительство и формирование мест приложения труда, принципиальные транспортные связи;
  • Новый генеральный план максимально учитывает природно-ландшафтные особенности территории;
  • Решения нового генерального плана основываются на детальном прогнозном расчете с помощью ряда математических аналитических моделей, включая транспортное моделирование потоков.

Большое внимание разработчики уделили развитию транспортной инфраструктуры — особенно в северной части города, где построят много нового жилья. В планах строительство восточного и западного обходов Южно-Сахалинска, которые сформируют внешний контур городского округа.

— Благодаря существующим поперечным направлениям, которые будут продлены (улица Пуркаева, проспект Победы, улицы Пограничная, Сахалинская, Лесная, переулок Горького), а также новым направлениям (в створе улиц Мечта и З-й Строительной) автомобилисты смогут выезжать на внешний контур улично-дорожной сети, не загружая улично-дорожную сеть центральной и периферийных частей городского образования. Для транспортного обслуживания западных территорий и разгрузки северной части срединной территории предлагается сформировать направление проспект Победы — улица Восточная — продление улицы Лесной, — отмечают специалисты института.

В северной части города проектировщики хотят создать поперечную магистраль общегородского значения в створе переулка Горького. Будет сделана сеть районных улиц, которые будут выходить на 2-ю Хабаровскую, переулок Горького и продление Комсомольской. Каркас улично-дорожной сети должен стать устойчивым и обеспечить лучшую жизнь для автомобилистов.

Дома вокруг агропарка

Южно-Сахалинск становится все больше и институт рассказал, где ещё появятся новые дома. Со всех утюгов мэрия и правительство говорят про микрорайоны Уюн, Северный городок и ЖК "Горизонт", но это не единственные места, где появятся многоэтажки.

Институт Генплана Москвы выделил следующие территории:

  1. Поэтапно будет идти реорганизация промышленной зоны севернее улицы Украинской. Обсуждается идея создания там культурного кластера различных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Для жителей города реализация такого проекта может означать доступ к зарубежным товарам и услугам;
  2. Пойдет развитие территории между Северным городком и Лесной. Там появятся полноценные жилые районы вокруг нового агропарка, который разработчики назвали "культурно-развлекательным проектом";
  3. Будут и дальше переводиться земли Министерства обороны в собственность города для строительства домов и общественных пространств. Это продолжение работы, которая уже была проведена с федеральными ведомствами.

Эти территории были определены в рамках трехстороннего совещания осенью прошлого года. Обсуждали судьбу города тогда ПСО, мэрия Южно-Сахалинска и разработчики генплана.

Выделенки наше все

Дорожную тему мы уже затронули, но теперь посмотрим на неё со стороны общественного транспорта. Если люди из новых домов поедут на личных автомобилей, то никакие магистрали не помогут. Институт Генплана рассказал о планах по распределению горожан по автобусам и вагонам.

— Для определения наиболее эффективной модели системы общественного транспорта рассмотрены варианты развития железнодорожного сообщения для внутригородских и региональных перевозок. Рассмотрен вариант организации автобусной линии ускоренного движения по проспекту Мира, как альтернатива внутригородскому железнодорожному сообщению (рельсобусам). Одним из условий эффективности работы пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте является обеспечение частоты движения подвижного состава от 7 до 15 минут.

При такой частоте движения потребуется организация пересечений с улично-дорожной сетью в разных уровнях, так как задержки транспорта на переездах в одном уровне составят от 32 до 48 минут в час. Кроме того, необходимо учитывать существующую статистику аварийности на переездах (18 аварий за 2018 год, 15 аварий за 2019 год), это является необходимым условием безопасного движения как железнодорожного подвижного состава, так и автомобильного транспорта, а также пешеходов, — отмечают разработчики.

Строительство путепроводов через железную дорогу — это дорого. Да, и рельсы со шпалами расположены в отдалении от тех территорий, где большая плотность населения и много деловых зон. Горожанам необходим удобный подвоз к остановкам на наземном общественном транспорте. Разработчик, как и их коллеги ученые, рекомендуют сделать автобусную линию на выделенной полосе.

— Рекомендация такой конфигурации городской системы пассажирского транспорта основывается на следующем: линейная структура города, ориентированная по направлению север — юг; направленность большинства корреспонденций с трудовыми целями: юг — центр, север — центр, северный срединный пояс — центр; доминирующая доля корреспонденций, совершающихся в восточной части города относительно линии железной дороги. Необходимость организации линии общественного транспорта с ускоренным движением на выделенной полосе продиктована планами развития северной периферийной части города (Северный городок, агропарк, нефтегазовый парк). В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы организации скоростной, комфортной пассажирской связи, имеющей приоритет в движении перед индивидуальным транспортом, — разъясняют эксперты.

Правильное расположение выделенок обеспечит 110 тысяч человек (больше половины города) скоростной связью в 10-минутной пешеходной доступности. В такой же временной зоне будут 50,2 тысячи рабочих мест. Расчеты показали, что уровень спроса на эту услугу будет высокий.

— По расчетам даже при обеспечении требуемой частоты движения рельсобусов по существующим железнодорожным путям объемы пассажиропотоков по железнодорожной линии несоизмеримо малы по сравнению с вариантом организации движения автобусов по выделенной полосе проезжей части, достигаемой за счет расположения магистральной пассажирской линии по проспекту Мира, то есть в центре нагрузок. Поэтому выбор в материалах генплана сделан в пользу выделенной полосы, — добавляет институт.

К 2042 году пользоваться общественным транспортом в Южно-Сахалинске должны 50% граждан (сейчас 40%). Для достижения показателя городу нужно совершить прорыв — значительно нарастить мощность материально-технической базы и создать полноценные условия конкурентного преимущества поездок на общественном транспорте. Революцию в общественном транспорте планируют начать летом.

Садоводы и их будущее

В 2021 году активизировались в Южно-Сахалинске проблемы садоводческих товариществ — все их можно перечислять несколько страниц. Разработчик рассказал о судьбе западного дачного массива.

— Сегодня эта территория представляет собой группу садовых товариществ с установленными юридическими лицами и земельными участками, поставленными на кадастровый учет. Полноценная реновация такой территории потребовала бы существенного изъятия собственности для прокладки дополнительных дорог и коммунальной инфраструктуры. Когда речь идет о таких решениях, жители неохотно соглашаются. При этом идея реновации прошлого генплана привела к тому, что мы на регулярной основе получаем письменные обращения с просьбой об отмене этих решений, так как они мешают эксплуатации земельных участков, — отвечает институт.

Разработчик предлагает разместить на свободных территориях общественные объекты (спорт, досуг, развлечения) и помочь тем самым садоводам. По данным сотовых операторов, на всей территории СНТ постоянно проживает около 700‑800 человек, и для них генплан планирует размещение в составе товариществ детского сада, школы и спортивного зала.

"Горный воздух" без элитного жилья

В рамках генерального плана был создан мастер-план территории "Горного воздуха". Агентство интересовало, как документ изменился после возмущения островитян о планах по освоению новых гор.

— Изначальная линейная модель пространственной организации территории СТК "Горный воздух", в которой предусматривалось создание комплекса объектов от горы Парковой до горы Острой, не была поддержана горожанами. Исходя из этого было принято решение отказаться от освоения территории горы Острой, на склонах которой предусматривалось строительство горнолыжных трасс и двух канатных дорог. В новой версии мастер-плана также отошли от строительства гостиничного комплекса "Горная деревня" в долине реки Марковки, освоения западного склона горы Российской и северных территорий горы Большевик, — ответили специалисты.

Эти новости можно считать победой горожан, которые устали от постоянных посягательств "Горного воздуха" на природу. Радует, что отказались специалисты от строительства гостиничного комплекса, который по факту стал бы элитным жильем и новым вариантом "Горной ривьеры". Тем не менее опыт показывает, что южносахалинцам не стоит расслабляться.

— При дальнейшей работе над мастер-планом упор был сделан на организацию компактного курорта, нацеленного на развитие и обновление уже созданной инфраструктуры. В проектные решения были включены предложения жителей по обустройству учебных и детских склонов у западного подножия горы Большевик, сноуборд-парка в зоне средней станции. Также в мастер-план вошли идеи по размещению элементов благоустройства и зон активностей на территории СТК "Горный воздух". Речь идет о кемпинг-зонах, смотровых и детских площадок, визит-центре, скалодроме. Об этом говорили участники всероссийского молодежного форума "ОстроVа" летом прошлого года, — добавляет институт.

Все решения мастер-планы были вшиты в генплан Южно-Сахалинска.

Интеграция генплана в агломерацию

Областной центр вместе с другими городами юга острова образует южно-сахалинскую агломерацию. Пока непонятно, что она все-таки будет из себя представлять. Но генеральный план областного центра точно должен быть связан с этим проектом.

— Мы активно общаемся с разработчиками проекта агломерации. У нас есть ряд совместных тем, связанных с организацией железнодорожного сообщения, размещения логистической инфраструктуры (проект "Аэро Сити" рядом с аэропортом Хомутово). Решения генерального плана учитываются в составе проекта агломерации, все-таки мы свою работу начали намного раньше — в середине 2020 года, — отмечает Институт Генплана Москвы.

В рамках стратегии пространственного развития разработчики провели множество исследований на тему агломерации:

  1. Оценка транспортной доступности территории агломерации — построение изохрон доступности на индивидуальном автомобильном транспорте;
  2. Оценка ежедневной трудовой миграции населения — поездки, которые совершаются жителями соседних населенных пунктов, в соответствии с данными сотовых операторов;
  3. Оценка эпизодической миграции в целях удовлетворения сервисных потребностей населения — поездки в Южно-Сахалинск за товарами и услугами, которых не хватает в населенных пунктах соседних городских округов;
  4. Оценка единых систем взаимодействия в рамках сферы туризма — системы взаимоувязанных маршрутов, точек интереса, туристическо-рекреационные кластеры;
  5. Оценка степени экономико-правовой связности хозяйствующих субъектов городского округа город Южно-Сахалинск и окружающих населенных пунктов — производственно-логистические связи между предприятиями;
  6. Проведенное социологическое исследование мнений населения по поводу связанных с городом территорий — в рамках отдельного семинара был произведен аудит мнения населения по поводу предполагаемой границы агломерации.

Пока агломерация находится в стадии разработки и в её потемках нам ещё предстоит разобраться.

Примут ли генплан в 2022 году?

Создание генерального плана Южно-Сахалинска — это большая работа, которая растянулась на два года. Разработчики рассказали, что было самое сложное за это время.

— Как и любой вид работы, связанный с проектной деятельностью, разработка проекта генерального плана основана на постоянной концентрированной многосоставной работе по сбору, анализу данных, выстраиванию аналитических моделей и формированию комплекса решений. Все это должно помочь соблюдать баланс интересов территории, города, экономических вызовов, социальных потребностей и граждан.

Отсюда и комплекс сложных вопросов, в том числе вопросы урегулирования границ земель лесного фонда, которые не стоят на кадастровом учете ЕГРН. Вопросы максимального учета частной собственности, в том числе в случае организации улично-дорожной сети (выбор наиболее оптимального варианта по комплексу факторов, включая возможный снос), вопросы транспортной связности и распределения потоков и другое, — отмечает институт.

Основная часть работы по генеральному плану выполнена и в 2022 году осталось провести обсуждение с жителями. После всех согласований, в том числе с местными, областными и федеральными властями, будет запущен процесс оформления нормативно-правового документа и его утверждение. Это уже технический вопрос, который ляжет на плечи городских депутатов. Финальная точка в принятии нового генплана намечена на конец августа.

Полную версию материала читайте на сайте Sakhalin.info.   

12 мин.

Похожие