«Один из лучших голосов Европы»

Никитский бульвар – второй из десяти бульваров, образующих знаменитое прогулочное кольцо в Москве. Он продолжает Гоголевский, а затем переходит в Тверской бульвар, уступая им обоим в протяженности и известности.

Никитский бульвар пролегает от площади Арбатские Ворота до площади Никитские Ворота и имеет длину 530 метров. Он расположен на территории двух районов – Арбат и Пресненский. Как и другие бульвары, Никитский проходит по территории, ранее занимаемой крепостной стеной Белого города. Он был обустроен в начале 1820-х годов в ходе восстановления Москвы после нашествия Наполеона и большого пожара, уничтожившего большую часть городских построек.

Название бульвара связано с располагавшимся неподалеку женским Никитским монастырем. Основанный еще в XVI веке царским родственником боярином Никитой Захарьиным-Юрьевым, крупный столичный монастырь имел славную историю, насчитывавшую четыре столетия. Однако при советской власти он был закрыт и полностью уничтожен в 1930-е годы. По сей день память о нем сохраняют сразу несколько топонимов – в честь монастыря названы бульвар, улицы Большая и Малая Никитские, а также бывшие Никитские ворота Белого города, на месте которых теперь располагается одноименная площадь.

В 1950 году бульвар был переименован в память о великом русском полководце Александре Васильевиче Суворове, жившем на Большой Никитской улице. Суворовский бульвар можно увидеть на старых картах города вплоть до 1992 года, когда в процессе возвращения исторических топонимов он снова стал Никитским.

В архитектурный ансамбль, обрамляющий бульвар, входят как дворянские усадьбы, так и доходные дома конца XIX – начала XX века, а также здания, построенные в советскую эпоху, и современные дома.

Наибольшее внимание привлекает усадьба Талызиных – Толстых, ставшая последним пристанищем прославленного русского писателя Николая Гоголя. Здесь проживал его друг граф Александр Толстой, который выделил в распоряжение гостя три комнаты в нижнем этаже дома. Последние четыре года жизни Гоголь провел в этой усадьбе, работая над вторым томом поэмы «Мертвые души». Рукопись была уже практически закончена, когда писатель, состояние здоровья которого резко ухудшилось, сжег свой труд в феврале 1852 года. Через несколько дней Николай Васильевич скончался. Это печальное событие произошло здесь же, в доме графа Толстого по адресу Никитский бульвар, 7.

История самой усадьбы восходит к XVII веку, когда на этом месте располагалось владение именитой семьи Салтыковых. В начале XIX века новый владелец коллежский асессор Болтин произвел перестройку главного дома и построил двухэтажный служебный корпус, однако при пожаре 1812 года усадьба сильно пострадала – все деревянные постройки были уничтожены огнем, а каменные в значительной степени разрушены. Только к 1822 году строения на территории усадьбы восстановил уже следующий ее хозяин – генерал-майор Талызин. В 1847 году граф Александр Толстой арендовал верхний этаж дома, и в том же году его супруга выкупила у Талызиных всю усадьбу. Вскоре по приглашению хозяев здесь поселился Гоголь. В память о жившем здесь писателе в 1974 году в двух комнатах дома, которые когда-то он занимал, была организована мемориальная экспозиция в его честь.

Затем усадьба неоднократно меняла своих владельцев. В начале XX века она претерпела существенные архитектурные изменения, так, в 1909 году в западную часть господского дома была встроена лестница, а три года спустя на месте служебного корпуса было построено новое здание по проекту архитектора Д.М. Челищева. Последней владелицей усадьбы стала М.В. Каткова, у которой после революции она была изъята и национализирована. В разные годы здесь размещались коммунальные квартиры, редакции журналов, и даже представительство Киргизской ССР. В 1971 году в главном здании усадьбы открылась городская библиотека №2, позже ей было присвоено имя Н.В. Гоголя. В наши дни флигели усадьбы признаны объектами культурного наследия федерального значения.

В 1959 году на Никитском бульваре произошло важное событие – во дворе дома №7 был установлен знаменитый памятник Гоголю работы скульптора Николая Андреева. Этот монумент ранее располагался на Гоголевском бульваре, однако его демонтировали из-за спорного и чрезмерно трагического, по мнению властей, образа писателя, после чего он несколько лет находился в Донском монастыре. Затем было принято решение поставить памятник во дворе усадьбы, где когда-то проживал и окончил свой земной путь писатель.

Самым крупным и заметным из дореволюционных строений на Никитском бульваре является дом Луниных, представляющий собой монументальный усадебный комплекс XIX века в стиле московский ампир. Дом построил в 1814–1818 годах известный швейцарский архитектор Доменико Жилярди по заказу дворян Луниных. Для Жилярди это был не первый проект в стиле московский ампир, однако он стал одним из самых необычных в карьере архитектора. К трехэтажной центральной части дома, украшенной портиками и лепниной, с двух сторон примыкают двухэтажные флигели, соединенные с главным корпусом коридорами. Фасад здания украшал барельеф на тему победы в войне 1812 года, а также 32 изображения из древнегреческой мифологии.

Декор был посвящен единственной дочери владельца усадьбы Екатерине Петровне Луниной. Жизнь этой женщины также незаурядна, как дом на Никитском бульваре, в котором она родилась и выросла. Екатерина была известной оперной певицей и светской дамой, была знакома с Пушкиным, который также высоко ценил ее певческий талант. Современники считали Лунину некрасивой и активно обсуждали ее эксцентричные выходки, создавая и поддерживая репутацию чудачки. Однако при этом голос Екатерины Петровны считался одним из лучших в Европе, кроме того, она слыла завидной невестой, имея за собой большое приданное. Лунина долго оставалась незамужней – по утверждению знакомого семьи, графа Федора Головкина, она 23 раза отвергала предложения руки и сердца от разных знатных кавалеров. В итоге Екатерина вышла замуж в тридцать лет, что по меркам того времени считалось более чем поздно. В брак она вступила по любви, ее избранником стал красавец флорентиец Миньято Риччи, который был на пять лет ее моложе и, по выражению графа Головкина, «обладал ничем, кроме красивой внешности и крупного таланта к пению».

Екатерина привезла мужа в Москву, где они поселились у ее родителей на Никитском бульваре. Молодые супруги жили открыто и часто устраивали музыкальные вечера, исполняя на них для гостей блистательные вокальные дуэты. Однако счастье длилось недолго, в 1821 году умерла во младенчестве их единственная дочь, а вскоре скончался отец Петр Лунин. Это сильно пошатнуло финансовое благополучие семьи, а через несколько лет муж покинул Екатерину, вернувшись на родину в Италию. Вокальная звезда Луниной также с возрастом померкла, остаток своих дней ей пришлось провести в бедности на наемных квартирах. Несмотря на тяготы и удары судьбы, эта яркая женщина прожила долгую жизнь, удочерила и вырастила внебрачную дочь своего родственника и умерла в возрасте 99 лет.

Дом Луниных стал одним из символов обновленной послепожарной Москвы, о которой современники говорили, что «пожар способствовал ее украшению».

Комиссия о строении Москвы, созданная правительством для устранения последствий большого пожара 1812 года, официально признала эту усадьбу одним из новых архитектурных эталонов.

После того как семья владельцев столкнулась с финансовыми трудностями в 1821 году, дочь и вдова Петра Лунина были вынуждены продать свой дом на Никитском бульваре Коммерческому банку. В связи с этим здание подверглось небольшой перестройке, целью которой было придать ему черты «общественного назначения», такие как парадный вход с навесом и другие приметы казенного учреждения. Интересно, что переустройством дома занимался тот же архитектор, который его строил, – Доменико Жилярди. В 1860-е годы Коммерческий банк преобразовали в Государственный банк, занимавший помещения бывшего дома Луниных вплоть до 1917 года.

После революции здание использовалось различными государственными учреждениями.

С 1970-х годов в нем размещается Музей Востока, который посвящен искусству народов Дальнего и Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Бурятии и Чукотки. Музей был основан еще в 1918 году в рамках развития культур советских автономных республик, а в наши дни его коллекция насчитывает уже более 160 тысяч экспонатов. Музей находится по адресу: Никитский бульвар, дом 12 и открыт для посещения.

Революционные события не обошли Никитский бульвар стороной. В конце его, в том месте, где он переходит в площадь Никитские Ворота, разразились ожесточенные уличные бои между красноармейцами и юнкерами Александровского училища. В результате боевых действий серьезно пострадали и были частично уничтожены некоторые дома. Свидетельства разрушений, которые революция принесла этой части города, мы можем видеть в сохранившейся фотохронике того периода.

Из домов, построенных на Никитском бульваре в советское время, наиболее примечателен жилой дом Главсевморпути, прозванный в народе «Дом полярников».

Здание было построено еще до революции, в 1901 году, но было намного меньше по размерам и представляло собой доходный дом графини Натальи Шереметевой. В 1936–1937 годах дом подвергся значительной перестройке под руководством советского архитектора, будущего лауреата Государственной премии СССР Евгения Иохелеса. Заказчиком выступило Главное управление Северного морского пути.

«Дом полярников» построен в стиле сталинского неоренессанса и считается одним из самых изящных примеров довоенной советской архитектуры. Его центральная часть декорирована вытянутыми полуколоннами с коринфскими капителями, между которыми в углублении расположены лоджии. Верх здания увенчан широким карнизом.

Архитектор органично вписал в проект доходный дом Шереметевой, надстроив его сверху несколькими этажами – таким образом оно стало левым крылом нового массивного строения.

Дом изначально считался элитным, в нем в разные периоды проживало много известных людей, в том числе девять Героев Советского Союза. Также здесь жили представители творческой интеллигенции, такие как Елена Булгакова, супруга писателя Михаила Булгакова, основной прототип Маргариты из его романа «Мастер и Маргарита», а также народный артист РСФСР, эталонный «доктор Ватсон» для нескольких поколений зрителей Виталий Соломин.

В наши дни «Дом полярников» является объектом культурного наследия, его можно увидеть по адресу: Никитский бульвар, дом 9.

Сегодня Никитский бульвар представляет собой комфортное городское пространство, привлекающее горожан своим продуманным благоустройством и приятным архитектурным обрамлением. В центре бульвара расположена прогулочная аллея, с двух сторон обсаженная липами и кустарниками, а по бокам от нее находятся автомобильные проезды. На аллее, вымощенной гранитной плиткой, установлены лавочки для отдыха, урны и фонари, подсвечивающие деревья разными цветами в вечернее время.

Автор

Используемые материалы

В статье использованы фото
с сайта pastvu.com

8 мин.

Похожие