Все пойдет по генплану

В марте депутаты горсовета Уфы утвердили новый генеральный план города, рассчитанный до 2042 года. Документ объемом более 300 страниц был разработан Институтом Генплана Москвы по заказу главархитектуры Уфы и в январе прошел процесс общественных обсуждений. Реализовать его намерены в два этапа. Первая очередь запланированных работ завершится в 2032 году, вторая — в 2042 году.

По расчетам авторов генплана, к 2042 году численность населения Уфы составит 1,25 млн человек. Дальнейшее развитие города, согласно документу, будет проходить с учетом «сложившейся планировочной структуры», куда входит полуостров как основное городское ядро (с основной общественно-жилой частью и северными, преимущественно производственными, территориями) и Заречье (в том числе Забелье и Зауфимье) с автономными городскими подцентрами. Генплан направлен на создание «сильной экономики», социального комфорта горожан, гармоничного жизненного пространства, качественной городской среды, эффективной и открытой власти.

Уфу намерены развивать сбалансированно как в центре города, так и в ее периферийных частях. В центре планируют реорганизовать жилые, общественные и производственные территории, а в Заречье — освоить новые. Так, в качестве основных направлений разработчики генплана предусмотрели сохранение исторической части города с трансформацией «старой Уфы». Новое туристическое ядро расположится в районе реки Сутолоки. Планируется поэтапное развитие микрорайона Нижегородка и Кузнецовского затона.

К 2042 году Уфа пополнится крупными культурными и спортивными объектами, среди которых — новая Евразийская библиотека, архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Атайсал — земля предков», комплекс сооружений для гребного слалома, спортивная база по гребле на байдарках и каноэ, картодром, центры фехтования и лыжного спорта, и другими. За счет строительства новых социальных объектов планируется увеличить количество мест в детских садах (с 45,2 тыс. до 81,4 тыс. мест) и школах (с 94,2 тыс. до 211 тыс. мест).

Значительным изменениям подвергнется транспортная инфраструктура города. Главным видом общественного транспорта к 2042 году должен стать трамвай. Его, согласно генплану, пустят по проспекту Октября. Также новые трамвайные линии будут построены по улицам Менделеева, Агиша, Революционной, Ленина, Пушкина, Набережной и Кувыкина. Будут построены четыре новых трамвайных депо вместимостью до 150 единиц техники, троллейбусный парк на 100–150 единиц техники и до шести автобусных парков вместимостью до 500 автобусов.

Планируется развить и внутригородское железнодорожное сообщение по Южному обходу Уфы от Демы до Иглино. В части строительства новых дорог предлагается сформировать Западное и Восточное полукольцо. Новые мосты через реки Белая и Уфа будут соединять центральную часть города с Кузнецовским Затоном, Демой, Инорсом и Затоном.

«Реализовать абсолютно все мероприятия, например, в части транспорта, освоения отдельных площадок, возможно, и не удастся к расчетному сроку генерального плана», — считает руководитель проекта создания генплана Уфы, специалист Института Генплана Москвы Максим Викулин. По его мнению, в данном случае гораздо важнее «зарезервировать стратегически важные территории и коридоры, сохранить наиболее ценные природные территории, постоянно учитывать это и строго контролировать при подготовке различных градостроительных проектов».

По словам первого заместителя директора Института Генплана Москвы по производственным вопросам Олега Григорьева, при разработке проекта генплана Уфы применялись «новаторские методики, инструменты аналитики и разработки проектных решений». Для сбора информации транспортная лаборатория института использовала, в том числе, данные сотовых операторов. «Важной нашей задачей была и организация активного обсуждения материалов проекта генплана с населением города, привлечение жителей к принятию решений. Такая работа с горожанами включала в себя активный сбор предложений на сайте института, а также проведение серии „интернет-стримов“», — отметил господин Григорьев.

Готовый документ, уточняет разработчик, взаимосвязывает генплан, правила землепользования и застройки города и муниципальные нормы градостроительного проектирования, что «позволяет сделать эти три документа реальным и „живым“ инструментом работы с городом». 

Полную версию статьи читайте на сайте «Коммерсантъ-Уфа».

4 мин.

Похожие