ТиНАО. Планы, идеи, задачи

Новой Москве исполнилось 10 лет. 1 июля 2012 года, к столице присоединили новые территории в юго-западном направлении, которые раньше входили в состав области. Их общая площадь составила 148 тысяч гектаров. Город увеличился в два с половиной раза.

Сергей Собянин
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Расширение города стало одним из самых сложных решений, которые мне пришлось принимать на посту главы города. Оно не было популярным. Но сегодня без новых территорий уже невозможно представить себе Москву. Расширение города для нас было не роскошью, а естественной и насущной необходимостью.

За 10 лет в Новой Москве произошло немало изменений: здесь активно строят современное жилье, школы и детские сады, больницы и поликлиники, создаются зоны отдыха, уделяется большое внимание развитию транспорта. За 10 лет в ТиНАО построено свыше 400 километров дорог и 8 станций метро.

Благодаря каким градостроительным решениям эти перемены стали возможны? Создание каких проектов им предшествовало?

Конкурс на разработку концепции Московской агломерации

В 2011 году правительством Москвы было издано распоряжение о разработке концепции Московской агломерации, где упоминался конкурс, который должен был провести Институт Генплана. Градостроителям предстояло осмотреть на Москву шире, включая прилегающие к столице территории.

Конкурс стартовал в декабре 2011 года. В составе его экспертной группы были представители рабочей группы при президенте РФ, члены координационного совета Москвы и Московской области, Союза архитекторов России, Академии архитектуры, специалисты института и иностранные коллеги.

Для участия в конкурсе было получено 67 заявок, в том числе 37 от зарубежных коллективов. Принять участие в конкурсе на развитие Большой Москвы стремились авторские коллективы из 21 страны. В итоге было выбрано 10 команд. По результатам этой работы лучшим проектным решением развития Московской агломерации и Большой Москвы были названы разработки франко-российской команды Антуана Грюнбаха.

Александр Колонтай
Александр Колонтай
заместитель директора Института Генплана Москвы

Международный конкурс 2012 года раскрыл потенциал Москвы как глобального города, крупного международного центра. Он стал началом новой градостроительной политики. Во многом с подачи участников конкурса особую значимость приобрели привычные сейчас темы: ландшафтного и садово-паркового строительства, развития общественных пространств, благоустройства территорий. Все конкурсанты заявляли о необходимости развивать общественный транспорт, что также стало импульсом к развитию московского метро и МЦД.

Территориальные схемы

Первым градостроительным документом для ТиНАО стали территориальные схемы двух новых округов. Благодаря им город решил сразу несколько важных задач. Так, юридически прекратила действовать градостроительная документация, утвержденная в Московской области и, наконец, определилась идеология Новой Москвы. Ее основные положения:

  • Компактная и дисперсная система развития территорий
  • Самодостаточность центров градостроительного развития (12 точек роста)
  • Создание развитой транспортной сети с высокой пропускной способностью
  • Строительство современной инженерной инфраструктуры
  • Создание оптимального количества диверсифицированных рабочих мест
  • Строительство социальной инфраструктуры в шаговой доступности
  • Сохранение природного массива и создание благоустроенных парковых зон и объектов для досуга и отдыха

Также определился понятный перечень объектов и мероприятий, которые необходимо реализовывать прежде всего, чтобы на новых территориях появилась необходимая социальная инфраструктура, чтобы здесь были созданы условия жизни, достойные столицы. В материалах территориальных схем ТиНАО были предложены и границы будущих проектов планировок территории для более детальной проработки территорий Новой Москвы.

Проекты планировки территорий ТиНАО

После утверждения территориальных схем ТиНАО город перешел к следующему этапу подготовки градостроительной документации на новых территориях. Для определения дальнейших планов развития требовалось тщательно изучить земельно-имущественные отношения, ограничения использования территории. Для этого было принято решение о подготовке 70 проектов планировок территории, в масштабе 1:2000, которые «накрывали» всю территорию ТиНАО.

Александр Котенков
Александр Котенков
руководитель архитектурно-планировочное объединение территориального развития

Из-за того, что средняя площадь ППТ была порядка 1000 га, в шутку эти проекты стали называть «лопухами». За почти двухлетний период работы над ними удалось собрать и проанализировать большой пласт исходных данных, выявить предпосылки и дать проектные предложения. В итоге 16 проектов утвердились постановлением Правительства Москвы. Но самое главное, на мой взгляд, в том, что «лопушки» подготовили хорошую информационную и проектную основу, которая закрепилась уже в Генеральном плане ТиНАО.

Генеральный план и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)

15 марта 2017 года депутаты Московской городской думы приняли поправки в столичный закон от 5 мая 2010 года №17 «О Генеральном плане города Москвы», обеспечивающие развитие присоединенных территорий на период до 2035 года.

Уточненный в марте 2017 года Генеральный план Москвы (Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17) и принятые Правила землепользования и застройки позволили развивать «новые» территории Москвы в долгосрочной перспективе. Основополагающим принципом этого документа стал принцип комплексного развития присоединенных территорий.

В новом Генеральном плане, который стал более гибким по сравнению со своим «предшественником» 2010 года, были учтены все основные целевые показатели, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ и скорректированные с учетом мнений граждан.

Итак, в числе основных принципов Генерального плана:

  • Комплексное развитие. Создание районов для жизни, учебы, работы и отдыха
  • Полицентризм. Создание центров деловой и социальной активности, чтобы сократить маятниковую миграцию
  • Опережающее развитие инфраструктуры
  • Экологичность. Сохранение рекреационной роли природных территорий.

Согласно этому документу, всего к 2035 году в Новой Москве планировалось построить порядка 300 новых детских садов, 110 школ, около 20 стационаров и 100 культурно-досуговых объектов.

Также в планы Новой Москвы заложено развитие улично-дорожной и железнодорожной сети, модернизация системы радиальных автодорог, развитие поперечных направлений, системы скоростного трамвая, строительство объектов внеуличного транспорта. К 2035 году. Новый генплан предполагал и модернизацию существующих на территории ТиНАО инженерных коммуникаций, в том числе систем водоснабжения и водоотведения, тепло- и электроснабжения, газоснабжения.

Так как основным трендом развития Новой Москвы является создание рабочих мест, в ПЗЗ была заложена возможность размещения большего количества квадратных метров нежилой недвижимости.

Татьяна Рудницкая
Татьяна Рудницкая
заместитель руководителя Научно-проектного объединения комплексных и стратегических разработок

Сегодня Новая Москва развивается сбалансированно. Одновременно с новым жильем появляются и дороги, и инженерные сети, и социальные объекты, и рабочие места. Градостроители следуют задаче развивать новые территории исключительно комплексно, не превращая их в еще один «спальный» район столицы, применяя кластерный подход к размещению новых объектов.

Проекты планировки территории линейных объектов (ППТЛО)

Транспортные и инженерные разделы всех без исключения территориальных проектов планировок ТиНАО стали результатом работы Транспортно-инженерного центра (ТИЦ) Института Генплана. Помимо шести десятков проектов планировки территорий, специалистами ТИЦ совместно со всеми смежными подразделениями Института за десять лет разработано более шести десятков линейных ППТ (ППТ ЛО), включая УДС, метрополитен, трамвай и МЦД.

Реализация этих проектов в ТиНАО была жизненно необходима, ведь уже к моменту присоединения к Москве было построено и заселено огромное количество многоквартирного жилья. С 2012 по 2017 годы в Новой Москве построили почти 27 км улиц и дорог по пяти ППТЛО улично-дорожной сети. Продлили две линии метрополитена: Сокольническую и Калининско-Солнцевскую, ввели в эксплуатацию три станции метрополитена: Румянцево, Саларьево и Рассказовку, сформировали крупные транспортно-пересадочные узлы с удобными пересадками.

С 2017 по 2022 годы в стройке было уже 62 км с одновременным проектированием более 100 км улиц и дорог по пятидесяти ППТЛО УДС. Продлена Сокольническая линия метрополитена в самую урбанизированную часть ТиНАО – Коммунарку, открыто еще 4 станции и завершается строительство пятой. Ведется строительство продления Калининско-Солнцевской линии метрополитена во Внуково с двумя станциями, готовится к утверждению проект по метрополитену на присоединенной территории – Троицкая линия с 10 станциями на территории ТиНАО – самая протяженная линия за границами МКАД – порядка 20 км. В начальной стадии разработки у специалистов Института Генплана не менее важный проект по метрополитену – продление Бирюлевской линии на территорию ТиНАО.

Построено и открыто три путепровода взамен переездов через железнодорожные пути – Кокошкино и Крекшино через Киевское направление ж/д, Щербинка через Курское, завершается строительство в Остафьево. Также построена и успешно эксплуатируется на платной основе центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) – знаковый федеральный объект, в разработке проекта планировки которого наши специалисты приняли активное участие.

По МЦД утверждено пять ППТЛО – один по МЦД-2 (Курское направление МЖД), четыре по МЦД-4 (отдельные участки Киевского направления МЖД).

Наталья Ожерельева
Наталья Ожерельева
заместитель руководителя научно-проектного объединения развития улично-дорожной сети

Благодаря развитию УДС, строительству метрополитена и вовлечению железной дороги в городские пассажирские перевозки создаются новые маршруты наземного городского пассажирского транспорта как по внутрирайонным связям в ТиНАО между основными населенными пунктами, так и с подвозом к станциям метрополитена и железной дороги.

Учитывая, что согласно Генплану, в ТиНАО к 2035 году протяженность УДС должна составить около 2088 км и будет построено еще более 500 км магистральной и местной сети улиц и дорог, нас ждет плодотворная работа на долгие годы.

Проекты планировки линейных объектов инженерной инфраструктуры

На момент присоединения к Москве территория Московской области, вошедшая в границы ТиНАО, была очень слабо урбанизирована. Практически отсутствовали централизованные системы инженерного обеспечения водоснабжением и водоотведением хозяйственно-бытовых сточных вод.

Проекты планировки линейных объектов инженерной инфраструктуры (ППТ ЛО ИИ) стали первыми шагами по формированию комфортных, по-настоящему городских условий жизни на присоединенных территориях. Институт разработал ряд ППТ ЛО систем водоснабжения и водоотведения, в том числе водовод вдоль Калужского шоссе до Троицка со строительством трех регулирующих узлов, водовод вдоль автодороги «Варшавское ш. – д. Андреевское – д. Яковлево» от Калужского шоссе до Варшавского шоссе.

Также в числе задач Института Генплана: проектирование и строительство первой очереди канализационной насосной станции Прокшино с аварийным резервуаром и напорными трубопроводами до централизованной системы.

Андрей Рябов
Андрей Рябов
начальник мастерской перспективного развития инженерных сетей

Разработка ППТ ЛО по всем трем объектам шла параллельно и в тесной взаимосвязи с разработкой проектной документации. Одновременная работа по двум направлениям позволяла более оперативно разрешать возникающие сложности по трассировке ЛО, связанные с земельно-имущественными отношениями и техническими возможностями строительства.

Водовод вдоль Калужского шоссе проектировался и строился в два этапа: до деревни Сосенки – уже реализован, дальше до Троицка – в стадии реализации. Водовод «вдоль автодороги «Варшавское ш. – д. Андреевское – д. Яковлево» находится в стадии завершения строительства. Строительство КНС Прокшино с аварийным резервуаром и напорными трубопроводами до централизованной системы предусмотрено в период до 2024 года.

АДЦ «Коммунарка»

Одним из крупнейших градообразующих центров Новой Москвы и драйверов полицентрического развития Московской агломерации стал административно-деловой центр «Коммунарка». По замыслу разработчиков, этот АДЦ должен был стать важным, урбанистически разнообразным центром городского притяжения, включая рабочие места, жилые территории, а также всю необходимую инфраструктуру, социальные объекты и объекты сферы обслуживания.

Решение «О подготовке проекта планировки территории Административно-делового центра вблизи пос. Коммунарка, ТиНАО» было принято в феврале 2013 года. А в 2015 году был принят проект планировки территории административно-делового центра вблизи поселка Коммунарка.

Идеология проекта – создание на территории Новой Москвы современного City с полноценной городской средой, наполненной разнообразными функциями и инфраструктурой.

Александр Котенков
Александр Котенков
руководитель архитектурно-планировочное объединение территориального развития

В 2013 году проектом планировки предполагалось создать многофункциональный район с жилыми кварталами, кампусом МИСиС, современными офисами. Однако, благодаря своевременной и гибкой градостроительной политике города, произошел пересмотр решений на более востребованные и актуальные.

За эти годы в ТиНАО уже появился медицинский кластер Коммунарка, здание префектуры, современный отдел полиции. С учетом развития на этой территории транспортной инфраструктуры Мэром было принято решение сократить в 4 раза объемы утвержденной жилой застройки, перераспределив их на объекты делового назначения, где будет создано более 160 тысяч новых рабочих мест.

По рекомендации главного архитектора Москвы вблизи Малососенского пруда запланирована новая рекреационно-парковая зона. Также в АДЦ появятся крупнейшее фондохранилище для музеев федерального и регионального подчинения, большая спортивная арена, пожарное депо. Станции метро будут интегрированы в ТПУ «Столбово» и «Бачуринская».

Город А101-Север

Не менее важным проектом Института Генплана стал «Город А101-Север», который включает пять районов (Испанские кварталы, Прибрежный, Университетский, Макарово-Прокшино, Летово) со значимыми общественными пространствами городского значения, стимулирующими внутреннее передвижение по городу.

По задумке авторов проекта, живой и выразительный силуэт городской среды создается здесь за счет применения различных морфотипов застройки, переменной этажности зданий, высотных доминант, разнообразия форм, архитектурных деталей, ритмических построений, пластики зданий. Применена преимущественно квартальная жилая застройка, сомаштабная человеку по вертикали и горизонтали. Четкие границы разделяют пространства внутренних дворов, свободных от машин, и улиц. В проекте представлена полная линейка жилой недвижимости – от многоэтажных домов эконом-класса до эксклюзивных коттеджей в природном окружении.

Проект предполагает создание оптимальных условий для привлечения бизнеса и размещения инфраструктурных объектов, что, в свою очередь, обусловит появление новых рабочих мест и формирование центра экономического роста.

Вороново-Сити как тенденция развития ТиНАО

ТиНАО продолжает развиваться, и главным вектором развития новых территорий является комплексность и комфортная среда проживания. Такой подход лежит и в основе концепции нового проекта института, «Вороново-Сити» в Троицком административном округе.

Важной особенностью данной территории, примыкающей к Калужскому шоссе и ЦКАД и свободной от застройки на сегодняшний день, является живописный природный ландшафт, а также деревни и коттеджные поселки рядом. Эти факторы позволяют рассматривать Вороново-сити как центр роста с высоким потенциалом.

Согласно концепции разработчиков Института Генплана, Вороново-Сити должно стать современным «Городом-садом» с городским качеством среды и сервиса в ярком ландшафтном окружении.

В основе планировочной организации лежат такие принципы как:

  • Градоподобие среды. Формирование фронта застройки по красным линиям улиц
  • Сохранение экологического и природного каркаса. Усиление роли природных территорий
  • Разнообразие общественных пространств (скверы, бульвары, аллеи, луга)
  • Создание центров городской жизни – площадей с общественными объектами
  • Богатый выбор форматов жилья (многоквартирная застройка, таунхаусы, ИЖС)

Согласно проекту планировки, территория разработки состоит из несколько микрорайонов, каждый из которых представляет собой мини-город с соотношением жилой и нежилой застройки приблизительно в равных долях. Это позволит обеспечить жителей нужным количеством рабочих мест рядом с жилыми кварталами и снизить уровень маятниковой миграции.

Наибольшая этажность и плотность застройки сконцентрирована в центрах и понижается к периферии. Типология жилой застройки представлена многоквартирными домами средней и малой этажности, таунхаусами, ИЖС. Каждый микрорайон обеспечен всей необходимой социальной инфраструктурой, а в пространстве между микрорайонами созданы места для прогулок и отдыха.

12 мин.

Похожие