19 сентября — день памяти Ростислава Васильевича Горбанева

19 сентября 2012 года ушел из жизни Ростислав Васильевич Горбанев – выдающийся ученый, проектировщик, организатор, руководитель и учитель для многих генплановцев. 

Сегодня о Ростиславе Васильевиче, талантливом человеке, верном товарище и высоком профессионале вспоминают те, кому довелось с ним работать.

Его должность – Горбанев

Михаил Крестмейн, главный инженер Института Генплана 

Работая ранее в институтах «Гипрогор» и «ЦНИИП градостроительства», с молодым ученым Ростиславом Васильевичем я встречался, в основном, на различных научных семинарах и конференциях (в те времена они проводились регулярно и часто).

В 80-х годах мне надо было защищать кандидатскую диссертацию, а мой научный руководитель к тому времени резко испортил отношения с одним из ведущих членов научного совета и крупным чиновником от градостроительства, и желающих быть моими официальными оппонентами в ближнем круге коллег как-то не наблюдалось. Поэтому доктора технических наук, согласного оппонировать, мы с научным руководителем нашли только в Вильнюсе, но с кандидатами был полный швах – молодые научные работники боялись испортить карьеру. Тогда я решил обратиться к Горбаневу – в то время кандидату технических наук, главному инженеру НИиПИ Генплана Москвы. Естественно, я первым делом спросил Ростислава Васильевича, не волнует ли его проблема – испортить отношения с важным чиновником, но получил ответ, что волнует его только то, чтобы не разочароваться в глубине моей работы. И это было для меня не только очень важной помощью, но и наглядным уроком профессиональной гражданской позиции.

Ростислав Васильевич Горбанев родился в 1940 году. В 1962-м окончил Московский инженерно-строительный институт, в 1968-м — заочную аспирантуру этого института.

В Институте Генплана Москвы с 1968 года, в 1971-м стал главным инженером мастерской № 5, в 1971-м — заведующим научным отделом транспорта и дорог, с 1978 года — главный инженер Института. Директор Института Генплана Москвы в 1988–1998 годах. В 1998-м назначен заместителем председателя Москомархитектуры, генеральным директором ГУП «Главное управление заказчика градостроительных работ». В 2005-м вернулся в Институт на должность первого заместителя директора. Умер в 2012 году.

Под его руководством и при авторском участии разработаны схема транспортного обслуживания объектов «Олимпиады-80», генсхема комплексного развития транспорта города Москвы до 2010 года, ТЭО генплана развития Москвы до 2010 года, генплан развития Москвы на период до 2020 года.

Михаил Крестмейн
Михаил Крестмейн
главный инженер Института Генплана

Как-то один из коллег запутался в должностях Ростислава Васильевича и спросил меня, кто он сейчас по должности. Я ему ответил: «Какая тебе разница, ты же все равно к нему пойдешь за советом. Его должность – Горбанев».

Уже работая в Генплане – и когда Горбанев был директором, и когда он ненадолго переходил на работу в Москомархитектуру, и когда вернулся как заместитель директора, я всегда видел в нем творческого руководителя. По-моему, в этих разных трех кабинетах он всегда делал одно и то же – искал оптимальные градостроительные решения. Именно поэтому к нему стекались за советом как сотрудники Генплана, так и многие коллеги, связанные и с проектированием, и со строительством в нашем городе.

Сегодня, в эту грустную дату хочется сказать спасибо Ростиславу Васильевичу за то, как он развивал в институте науку в 80-е, как сберег и приумножил институт в 90-е, как помогал своим приемникам в 2000-е, как был ему верен всю свою жизнь.

Горбанев был человеком слова

Игорь Бахирев, заместитель директора Института, руководитель Транспортно-инженерного центра

Когда я пришел на работу в Институт Генерального плана Москвы, директором был Ростислав Васильевич Горбанев. В коллективе он пользовался огромным уважением. Требовательный, но в то же время демократичный по отношению к сотрудникам, решительный во взаимоотношениях с руководством, мудрый и дальновидный в принятии решений.

Мне запомнился интересный момент в работе по проектированию Третьего транспортного кольца. Сложнейшим местом было прохождение Третьего кольца через район Лефортово. Мы прорабатывали различные варианты, и один из них предусматривал строительство глубокого протяженного тоннеля без разрытия поверхности. Этот вариант тогда рассматривался как нереальный, и многие из специалистов не воспринимали его всерьез. Однако Ростислав Васильевич, несмотря на убедительные доводы специалистов о невозможности такого строительства, наотрез отказался подписывать чертежи с другими вариантами. Так началась история Лефортовского тоннеля.

Позже, когда отделу, в котором я работал, поручили выполнение комплекса работ по развитию аэропорта Внуково, я отметил еще одно важное качество Ростислав Васильевича – качество талантливого организатора. В это время он занимал должность заместителя председателя Москомархитектуры и взял на себя ответственность за координацию и проектное обеспечение всех работ, связанных с развитием аэропорта.

Игорь Бахирев
Игорь Бахирев
Игорь Бахирев, заместитель директора Института Генплана

В его кабинете собиралось множество людей: проектировщиков, строителей, сотрудников аэропорта, специалистов из разных областей. Порой казалось, что найти правильное решение и учесть все мнения невозможно, но методичная ежедневная работа и желание Ростислава Васильевича вникать во все задачи давали результаты.

И, наконец, Ростислав Васильевич Горбанев был человеком слова. Как ни печально, в жизни не часто встречаются люди, у которых слова не расходятся с делом. Ростислав Васильевич был именно таким. Достигнутые с ним договоренности никогда не отменялись. Да, порой довольно сложно было защитить перед ним свою работу, ответить на все его вопросы, но если нужные доводы были найдены, то в дальнейшем на всех уровнях Р. В. Горбанев отстаивал принятые решения.

Он был полон жизни и любил жизнь

Татьяна Бурняшева, начальник отдела градостроительных ограничений Института Генплана

Главное, что отличало Ростислава Васильевича, и первое, о чем хочу вспомнить в связи с датой памяти о нем, — это его стремление разобраться самому во всех рабочих задачах, причем разобраться детально, досконально. Пример тому – его интерес к нашей работе по автоматизации проектирования, начало которой пришлось на 90-е годы. То, чем мы занялись тогда, никто особенно не понимал. Проектирование велось на бумаге, чертежи делали вручную. Для Горбанева, транспортника, это тоже было абсолютно новым делом. Но, в отличие от многих других, он не пытался от этого дела отмахнуться. Напротив, требовал от нас ответов на все свои вопросы, стремился дойти до самой сути. Как теперь я понимаю, именно благодаря такому живому интересу тематика, которой мы занимаемся, получила активное развитие.

Также вспоминается неизменное внимание, с которым Ростислав Васильевич относился к мнению сотрудников института, коллег, всех своих заместителей. Я думаю, что это, в том числе, было залогом эффективности нашей работы. Его отношения с Г. С. Юсиным, В. Я. Беккером, Ю. В. Коротковым всегда были подчеркнуто уважительными, для нас это был пример взаимодействия в профессиональной области и, в то же время, пример создания теплой и творческой атмосферы. Эта атмосфера творчества всех нас захватывала. Мы писали стихи, готовили праздники, приезжали в институт в выходные – все это с удовольствием, не из-под палки, а от души. Думаю, именно в те годы закладывались традиции совместного отдыха и творчества, многие талантливые люди тогда смогли себя проявить.

Конечно, Ростислав Васильевич был требовательным руководителем, мог сказать что-то резкое, но после таких разговоров ни у кого не оставалось ни обиды, ни недосказанности.

Татьяна Бурняшева
Татьяна Бурняшева
начальник отдела градостроительных ограничений Института Генплана

При всей его строгости он был очень человечным. Никто его не боялся, а вот уважали, ценили и искренне любили все. Не было ощущения непреодолимой дистанции между ним и сотрудниками. Он был не просто нашим начальником, а близким человеком, к которому можно было обратиться и за советом, и за помощью.

Для меня Ростислав Васильевич Горбанев – пример руководителя, который сумел собрать в Институте не только высокоэффективный коллектив, но и создать здесь поистине семейную атмосферу.

Он был полон жизни и любил жизнь: любил работать, любил свою огромную семью, любил путешествовать и объехал весь мир и, главное, он любил людей. Тех, с которыми трудился, которым помогал, которых учил и которых в тяжелое время 90-х обеспечил работой и зарплатой. Именно поэтому так много людей, работавших с Горбаневым, вспоминают его по сей день с теплотой и благодарностью.

6 мин.

Похожие