Даниил Ефимов: самое интересное приложение данных – это города

Наш город всегда в движении. Кажется, он и есть вечное движение, скорость, ритм. Метро, МЦД, Большая кольцевая, дороги, которые знаешь сто лет, или пока еще непривычные... с чего они начинаются? Откуда градостроители знают, как сделать наш путь быстрее и легче?

Как таблицы данных превращаются в удобные транспортные маршруты? Об этом и многом другом рассказал Даниил Ефимов, ведущий специалист отдела аналитики пространственных данных Института Генплана.

Какой вуз вы окончили?

Университет науки и технологий МИСИС. Я окончил бакалавриат по направлению «Информатика и вычислительная техника», сейчас учусь в магистратуре по тому же направлению.

Что было самым важным из того, чему научились?

Главное, чему я научился в вузе, – это работать в команде. И во время учебы, и сейчас, в Институте Генплана мне приходится решать много командных задач, причем нередко задач уникальных, которые до нас никто никогда не решал. Во многих сферах специалисту требуется найти решение, которое заранее кому-то известно. Так бывает, например, на математических олимпиадах. И не менее важное умение, которое я приобрел в вузе – не бояться работать с нерешаемыми на первый взгляд задачами, ответы на которые не знает никто.

Как попали в Институт Генплана?

Я делал проект по визуализации работы велопроката в Москве, о нем написали в одном городском телеграм-канале, а в комментарии пришел мой будущий начальник, Павел Шавров. Мы разговорились, и он пригласил меня на стажировку в Институт Генплана. Оказалось, что работать с городскими данными и заниматься большими проектами, которые связаны с проектированием столицы – невероятно увлекательная задача. Поэтому я с радостью согласился, когда мне предложили здесь работать.

Кроме того, мне всегда нравилось изучать город: как он живет, чем отличается от других, наблюдать за происходящими в нем изменениями. Всегда хотелось получить ответы на вопросы: кому может быть полезен мой проект и что можно сделать для того, чтобы проект принес реальную пользу людям. В Институте Генплана все это оказалось возможным.

Помните свой первый день в институте? Каким он был?

Мне дали задачу с большим количеством данных, с которыми нужно было научиться работать. Это было настолько захватывающе, что не хотелось останавливаться в конце рабочего дня. Но, конечно, надо отдыхать, чтобы не выгорать. 

Что думали об Институте тогда? Изменилось ли ваше мнение сейчас?

С самого начала и по сей день Институт Генплана производит на меня впечатление организации, которая хоть и существует десятки лет, вполне успешно развивается. Внедряет инновационные технологии, использует современные подходы в работе, большое внимание уделяет развитию социальных сетей и сайта, рассказывает о своих проектах в СМИ. Кроме того, Генплан – это авторитетный работодатель, место, куда многие из моих сверстников, интересующихся градостроением, хотели бы попасть.

Чем занимается ваш отдел?

Реализует различные технологии, которые позволяют делать работу специалистов института интереснее, продуктивнее и качественнее. Во всех крупных компаниях есть департаменты R&D (англ. Research and development — исследования и разработки), которые занимаются информационными технологиями: разрабатывают стратегии технологического развития компании, ищут перспективные разработки, решают нестандартные задачи. Фактически и наш отдел этим занимается.

Мы обрабатываем и анализируем огромные объемы данных сотовых операторов, транспортных данных. Конечно, экспериментируем со всякими видами визуализации, помогаем производственным отделам. Мы также занимаемся нормализацией данных – очисткой, приведением их в форму, пригодную для дальнейшего анализа и использования в работе. Кроме того, именно мы делаем проекты, которые могут улучшить качество работы сотрудников института. Например, карта проектов в 1С – тоже результат работы нашего отдела.

Расскажите о самом интересном проекте, над которым работали в институте?

В основном, я работаю с данными, которые касаются общественного транспорта. А самым интересным своим проектом назвал бы граф общественного транспорта – модель транспортной сети столицы, на которой отражены все автобусные маршруты, станции метро, железнодорожные станции. Благодаря такой модели можно оценить транспортную доступность любого места в городе, понять, куда можно добраться за полчаса из любой точки на карте.

Почему это важно?

Потому что данные о том, как в городе ездят автобусы, по каким маршрутам ходят люди, могут быть использованы во многих сферах градостроительной деятельности. На основании этой информации можно с уверенностью говорить, что в городе можно улучшить и как это сделать.

Первый раз с подобным проектом я работал в 2018 году в ходе образовательного интенсива Остров 10-21 во Владивостоке. Мы изучали данные твиттера, где жители города писали о любимых пешеходных маршрутах, и на основании этих данных формировали предложения по благоустройству. Тогда я увидел, что самое интересное приложение данных – это именно города, а в институте смог в полной мере убедиться в том, насколько точны и эффективны data driven decision – градостроительные решения на основании выверенных методик анализа данных.

В каком городе хотели бы жить?

Сейчас я делаю выбор в пользу Москвы. Мегаполис дает максимум возможностей для того, чтобы в полной мере реализоваться профессионально. Но, наверное, для разных отрезков жизни подошли бы разные места. Не исключаю, что в будущем мне захочется жить в небольшом инновационном городе вроде Иннополиса или Сколково.

Что, на ваш взгляд, обязательно должно быть в городе, где вы живете?

Единомышленники, соратники. Сейчас мне важно чувствовать, что рядом люди, которые интересуются тем же, что и я, люди из моей профессиональной сферы. Кстати, если говорить о Сколково, которое является частью Москвы, то там, благодаря университету и большому количеству инновационных компаний, сложилось мощное профессиональное комьюнити, поэтому там действительно хочется жить и работать.

Чем занимаетесь в свободное от работы время?

Хакатоню. В НИТУ МИСИС я руковожу клубом хакатонщиков – объединением молодых специалистов в сфере IT, которые соревнуются с себе подобными, решая определенные задачи, связанные с разработкой новых программных технологий. В этом году наша команда заняла первое место в хакатоне Агентства инноваций Москвы по разработке цифровых решений и сервисов для города Moscow City Hack. По заданию Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы и Центра «Моспром» мы создали сервис по сбору и анализу информации об инновационной продукции столичных предприятий для процесса импортозамещения.

У вас есть мечта?

Да, была и есть. Мечтаю о том, чтобы с использованием технологии, мною разработанной, было принято data driven decision – проектное решение на основе данных, которое я увижу воплощенным в жизнь. Учитывая, что работа Института Генплана – это работа на долгосрочную перспективу, то сейчас я как раз на пути к этой мечте.

В чем суть вашей профессии?

Научиться понимать город, изучая и анализируя информацию о нем, видеть город и происходящие в нем изменения сквозь таблицы данных.

5 мин.

Похожие