Городская электричка – драйвер
О проектировании транспортно-пересадочных узлов и их роли в развитии городских агломераций «Гудку» рассказал первый заместитель директора Института Генплана Москвы Игорь Бахирев.
– Каковы роль и экономическая составляющая транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) для городской среды?
– Главная роль транспортно-пересадочных узлов для города – это комфортные пересадки и распределение пассажиропотоков. На базе ТПУ реализуются ключевые принципы современного общественного транспорта – единый проездной, «сухие ноги», инклюзивная инфраструктура.
Но ТПУ играют огромную роль идля городской среды: это связующее звено между городом и транспортом. Потому что в ТПУ появляются типично городские функции: магазины, кафе и даже офисы. Они привлекают трафик, дополнительные средства. И транзитные пространства, которые раньше были пустыми, начинают жить совершенно другой жизнью.
– Как могут развиваться прилегающие к ТПУ территории? Что на них появляется и играет важную роль в жизни горожан?
– Как будет развиваться территория и что на ней появится, регулирует сам город. Мы как проектировщики должны создать условия и предложить их инвесторам и жителям. Поэтому в каждый проект мы закладываем определённый набор функций, допустимый для конкретного места.
Чаще всего это объекты торговли. Если вспомнить, как было раньше, – вблизи станций метро или железной дороги всегда присутствовали магазины и точки стихийной торговли. На них был спрос, но они мешали пассажирам, препятствовали движению и навигации. Поэтому мы интегрировали эту функцию в инфраструктуру.
Крупные ТПУ, особенно если они расположены на пересечении линий метро, Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД), часто дополняются рабочими местами. Новые офисы вне центральной части Москвы способствуют полицентричному развитию города, оттягивают на себя центростремительные потоки.
В некоторых транспортно-пересадочных узлах мы размещаем жильё или апартаменты. Такое решение оптимизирует использование земли в городе, помогает привлекать инвесторов к реализации масштабных транспортных проектов.
– Какие есть примеры успешной реализации проектов по обустройству территорий рядом с ТПУ, включающими железнодорожный транспорт?
– Один из первых проектов, в котором мы начали вырабатывать новый подход к обустройству территорий, прилегающих к станциям, – МЦК. Потому что в тот момент кольцо проходило преимущественно через промзоны. Мы хотели сделать так, чтобы путь к станциям был комфортным и безопасным.
Тогда мы не представляли, насколько этот фактор будет значимым. Через три года после запуска МЦК мы провели опросы и выяснили, что комфортная среда возле станций создаёт новый тип перемещений.
Более 36% пассажиров МЦК добираются до станций пешком. Для метро этот показатель колеблется от 10 до 15%. Более того, 20% выбирают для передвижения МЦК, даже несмотря на то что время в пути увеличивается. Мы связываем это с более комфортными поездами, меньшей загрузкой и, конечно, более качественной средой возле станций.
– Какими, на ваш взгляд, должны быть общественные пространства, рядом с которыми проходит железная дорога?
– Можно сказать, что они должны быть функциональными, комфортными, красивыми. Но на самом деле они просто должны быть сделаны с заботой и вниманием к человеку. При проектировании мы моделируем пассажиропотоки, прогнозируем маршруты, по которым будут идти люди. Это касается не только тех, кто пользуется станциями МЦК, МЦД или метро. Потому что подземными переходами, конкорсами и другими элементами транспортной инфраструктуры также пользуются местные жители. На основе этих расчётов мы закладываем оптимальные параметры зданий, проходов, считаем пропускную способность каждой двери.
Благодаря такому подходу в ТПУ и на станциях не возникает заторов, скоплений людей, там легко ориентироваться. Для нас это самое важное. Это основа, которая потом дополняется качественной архитектурой и благоустройством.
Материал вышел 16 марта 2023 года в ежедневной трансопртной газете «Гудок» (№44).

Михаил Крестмейн: «Единый билет и удобная пересадка – вот и все, что нужно пассажиру»
Об основных принципах планирования линий метро и перспективных проектах подземки в интервью «Интерфаксу» рассказал главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн

Мегапроекты Москвы – БКЛ
Руководитель Архитектурно-планировочного объединения Института Генплана Москвы №1 Елена Евгеньевна Шаранова рассказала в интервью журналу «Архитектурный вестник» об особенностях и перспективах реализации Большой кольцевой линии

Дружить институтами!
19 сентября в Вознесенском переулке прошла встреча представителей правительства Москвы с делегатами из Республики Корея. Гости прибыли ознакомиться с градостроительным опытом российской столицы. Участие в мероприятии принял и руководитель инженерно-транспортного центра Института Генплана Москвы Игорь Бахирев, который рассказал зарубежным коллегам о перспективах развития московского транспортного узла до 2035 года