Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

Директор ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» рассказал «Вечерней Москве» о перспективах развития туризма в столице

Эрнст Мавлютов: в столице необходимо создать конкурентную туристическую инфраструктуру

Туризм – одна из основных доходных статей  даже самых развитых экономик мира. Согласно исследованиям MasterCard Global Cities Index, среди десяти городов мира – туристических центров планеты, пальма первенства в нынешнем году окажется за Лондоном. Английскую столицу посетит 16, 9 миллионов человек! Что, между прочим, принесет в казну города 21, 1 миллиард  долларов. На втором месте Париж – 16 миллионов, на третьем Бангкок – 12, 2 миллиона. В десяти крупнейших туристических центрах планеты в нынешнем году побывает 185 миллионов пилигримов. А что же Москва? В этом году количество иностранных путешественников в Первопрестольной составит 4, 3 миллиона. Немалая цифра, но ведь отстаем от лидеров существенно. Собираются ли власти столицы ликвидировать это отставание? Если  да,  то  каким образом? «ВМ» обратилась за ответом на этот важный вопрос  к генеральному директору научно- исследовательского и проектного генерального плана  города  Москвы  Эрнсту Мавлютову.

 Эрнст Филсурович, в чем причина того, что туристский потенциал столицы используется недостаточно?

- Надо сказать, до сих пор фактическая работа по развитию городского туристического комплекса была недостаточной. Да и информационную поддержку туристского потенциала я бы назвал слабой.  Учитывая, что  мировая  индустрия туризма отличается жесткой конкуренцией.  Никто, особенно сейчас, в условиях серьезного экономического кризиса в Европе, не хочет терять огромных «туристических» доходов. Для привлечения современного путешественника, предъявляющего высокие требования к уровню  сервиса, необходимы срочные комплексные меры, направленные на изменение  туристского облика города. Самое важное – создать конкурентную туристскую инфраструктуру. Зарубежный турист избалован и прекрасно осведомлен о том, на что может рассчитывать, направляясь, скажем, в Лондон, Париж, Стамбул. Москва должна соответствовать этому уровню. Кроме того, туризм создаст сотни тысяч новых рабочих мест в Большой Москве. Увеличится валовой внутренний продукт, возрастут налоги,   поступающие  в  городской  бюджет,  возрастет   инвестиционная  привлекательность столицы. В результате город получит не только  импульс для  динамичного развития, но и значительный рост городского бюджета. Это, в свою  очередь, окажет положительное влияние на уровень благосостояния москвичей.

Какая Москва, на ваш взгляд, наиболее  интересна пилигримам?

Прежде всего, это, конечно, исторические и культурные памятники. Необходимо быстро повысить их конкурентоспособность,  превратить в ресурс  интенсивного  туристского  спроса.  Помимо этого, нужно разработать единую городскую  программу по их реставрации и реконструкции. Новая Москва  обладает огромным потенциалом развития   природно—рекреационных территорий. Это и лесные массивы, приусадебные территории, парки культуры и отдыха. Сегодня,   скажем,  действуют программы  благоустройства некоторых   парков, но единого подхода в вопросах модернизации всего   природного комплекса нет, что явно тормозит их превращение в современный туристский ресурс. В рамках программы развития территорий надо  обязательно предусмотреть размещение в них физкультурно—оздоровительных комплексов, бесплатных тренажеров на открытом воздухе, катков зимой, теннисных  кортов летом,  непременно организовать прокат коньков, ракеток и т.д.  И, конечно,  невозможно обойтись без детских площадок, но оборудованных не по старинке, не формально, а по запросам и уровню  развития детей XXI века.

По вашему мнению, расширение столицы может способствовать росту привлекательности туристической Москвы?

Безусловно! Присоединяемые территории имеют  несомненный туристский потенциал. Их использования как туристской зоны позволит вовлечь новые территории в жизнь Большой Москвы и других точек роста как основы полицентрического развития. Я думаю, что хорошую перспективу имеет развитие здесь медицинского туризма. Диапазон предлагаемых медицинских услуг в Большой Москве может  и должен быть достаточно широким. Наиболее перспективными сегодня являются диагностические центры. В рамках санаторных комплексов целесообразно  создавать  оздоровительные и физкультурные центры, СПА—салоны, физиотерапевтические отделения. При этом функционирование таких комплексов не должно быть ориентировано исключительно на обслуживание туристов. В этом,  на мой взгляд, и заключается цель развития туристской отрасли: каждый ее элемент, в конечном итоге,  влияет  на  городскую жизнь в целом, формирование городской среды обитания. Современная   Москва является самым  мощным центром медицинского обслуживания в стране – значит, имеются все шансы для создания развитой и привлекательной инфраструктуры.

Российские  власти  намерены создать в Москве международный финансовый центр. Есть ли в этой связи перспективы создания в городе условий для развития делового туризма?

-Да, Москва давно уже является центром деловой активности. Деловой  туризм  вообще  обладает серьезным потенциалом развития туристской отрасли в целом. Но создание, например, международного финансового центра – далеко не единственная задача.  На туризме в Москве может благотворно сказаться инициатива организации детских и юношеских инновационных  центров, уже появившихся  в некоторых московских округах. В рамках таких  центров целесообразно проводить межрегиональные, общероссийские и международные конкурсы, выставки, олимпиады, посвященные инновационному   творчеству  молодежи. Локальные       молодежные «Сколково» могут стать важным элементом развития города. В этих форумах должны принять участие будущие  поколения инженеров, ученых,  бизнесменов не только из России, но и со всего мира, что позволит московской молодежи налаживать перспективные контакты. Конечно, осуществление подобных  инициатив  - серьезный вызов всем московским службам,  ответственным  за создание туристской инфраструктуры. Чтобы стать по-настоящему настоящему современным деловым  мегаполисом, Москве необходимо предлагать своим туристам те же услуги и возможности, которыми они пользуются в других крупнейших столицах мира.

 Столица —  огромный город, сложно ее представить, как единую туристскую площадку.

-Верно заметили. Москва для путешественников должна  развиваться в рамках так называемых туристско-рекреационных зон. В этих зонах обслуживание надо выстраивать по единым схемам, но с учетом особенностей конкретных территорий. Во-первых, нужно создать  пункты, где турист получит исчерпывающую информацию о данной зоне  и ее памятниках, остановки туристских автобусов, сети торговли сувенирами, кафе и рестораны, обязательно системы жизнеобеспечения – пункты медицинского  облуживания, туалеты, само собой, зоны, обеспеченные бесплатным wi-fi. Оформление этой инфраструктуры должно быть выдержано в едином дизайнерском стиле. Создание современного туристического комплекса Москвы – один из важнейших элементов ее развития в целом – извините за банальность -  это аксиома.

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей