Правительство
Москвы
Телефон: +7(499) 250-95-96
Отправить заявку

80 Лет первому генплану Москвы

10 июля 1935 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы, ставший первым официально принятым генеральным планом города. 

В 1931 году был объявлен международный конкурс на разработку нового Генплана столицы. Победу одержали проектные предложения немецкого архитектора К. Майера, на основе которых советские архитекторы В. Н. Семенов и С. Е. Чернышев разработали новый Генеральный план развития Москвы.

Генеральный план  реконструкции Москвы 1935 г.
Схема основных магистралей, обводнения и озеленения 1935 г.

Согласно новому Генплану центром города являлся Дворец Советов, к которому должна была подойти широкая магистраль, соединявшая здание с Юго-западным районом - основным вектором развития Москвы.

В Генплане отразилась идея замыкания Бульварного кольца в Замоскворечье, строительства двух кольцевых дорог нового бульварного кольца (последнее в измененном виде было реализовано в трассе современного ТТК),  новых хордовых и радиальных магистралей: Ново-Арбатский, Ленинский, Новокировский и Комсомольский проспекты. Существующие радиальные трассы города также подлежали расширению. Например, на Тверской улице практически все дома передвинули на 20-30 метров.

План предусматривал реконструкцию водной системы и обводнение* Москвы-реки за счет прокладки канала Москва-Волга. Отдельным пунктом стояла реконструкция старых и организация новых набережных, что в значительной степени было выполнено.

В течение 1931–1941 гг. Красную площадь освободили от мелких торговых зданий и складов, благоустроили центр и главные городские площади. В 1937 году вступил в строй канал им. Москвы, сделавший Москву крупным речным портом. К 1939 году завершились работы по расширению и застройке улицы Горького. На Москве-реке построили 5 мостов: Крымский, Большой Москворецкий, Большой Каменный, Устьинский, Большой Краснохолмский. На Водоотводном канале — Малый Москворецкий, Малый Каменный и Малый Краснохолмский мосты. На реке Яуза - Малый Устьинский и Госпитальный мосты.

В это время построили ряд уникальных зданий: Всесоюзная Государственная библиотека им. В. И. Ленина, Дом Совета Министров СССР в Охотном ряду, гостиница «Москва», Центральный театр Советской Армии, концертный зал им. П. И. Чайковского, Химкинский речной вокзал и др. Они способствовали формированию нового облика площадей и магистралей столицы.

Новоманежная площадь. Дом Совмина СССР и гостиница «Москва»
Проект реконструкции центра Москвы
Улица Горького, жилые дома.  Архитектор А. Г. Мордвинов, 1940 г.
Красная площадь после реконструкции
Набережная Парка культуры им. Горького и Крымский мост

Для улучшения транспортного обслуживания москвичей расширили сеть трамвайных линий, с 1933 года начала развиваться сеть троллейбусных линий, а в мае 1935 года открылась первая линия метрополитена. К 1941 году протяженность линий метро составила 23,3 км.

Генплан 1935 года был рассчитан на 15 лет. Однако его реализация была прервана Великой Отечественной Войной.

После войны Правительство СССР утвердило план реконструкции Москвы на 1951–1960 гг., в соответствии с которым были разработаны типовые проекты для массового жилищного и культурно-бытового строительства, создана индустриальная база, укрупнены строительные организации. Строительства Дворца Советов было отменено, вместо него построили семь высотных зданий, Комсомольский проспект был построен в конце 1950-х гг., а к строительству Нового Арбата приступили в начале 1960-х гг.

Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с Политикой ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» в отношении обработки персональных данных пользователей