Проект планировки транспортно-пересадочного узла

ППТ ТПУ позволяет застройщику получить нормативно-правовое обеспечение архитектурно-градостроительных решений на прилегающей к транспортным узлам территорий, в зоне максимальной концентрации людей и объектов транспортной инфраструктуры. В документе особое внимание уделяется балансу между потребностями города и интересами инвестора для получения максимального комфорта горожан, пассажиров – конечных потребителей транспортной инфраструктуры.
 

Получить консультацию

ППТ ТПУ позволяет застройщику получить нормативно-правовое обеспечение архитектурно-градостроительных решений на прилегающей к транспортным узлам территорий, в зоне максимальной концентрации людей и объектов транспортной инфраструктуры. В документе особое внимание уделяется балансу между потребностями города и интересами инвестора для получения максимального комфорта горожан, пассажиров – конечных потребителей транспортной инфраструктуры.
 

Проект планировки ТПУ это документ, определяющий функциональное планировочное зонирование участков территорий с расположенными на них объектами транспортной инфраструктуры.

При разработке ППТ ТПУ используется комплексный подход к решению градостроительных задач с учетом развития территории на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Транспортно-пересадочный узел – комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой.

Для чего нужен ППТ ТПУ?

Современные ТПУ являются объектами транспортной и городской инфраструктуры, выполняющими функцию не только по обслуживанию транзитных пассажиров, но и жителей и работающих на прилегающей территории.
  • Формирует узловой элемент планировочной структуры города с целью координации перевозок пассажиров, осуществляемых различными видами транспорта;
  • Позволяет определить необходимые мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры – технологическую часть ТПУ и определить допустимые объемы коммерческих объектов различного функционала;
  • Закрепляет объем территорий общего пользования, необходимый для развития объектов транспортной инфраструктуры, и территорий для развития коммерческих объектов, с межеванием территории в границах ППТ ТПУ;
  • В проекте возможно выделение очередности реализации мероприятий;
  • В проекте определяется доля участия города и инвестора по застройке территории и реализации заложенных мероприятий.

Приоритетными задачами в разработке документа являются: минимизация временных затрат при пересадке транзитных пассажиров, обеспечение безопасности пассажиров и движения транспортных средств, высокий уровень комфорта для пассажиров и проживающего вблизи транспортно-пересадочных узлов населения. Упор в разработке документа ставится на организацию удобных транспортных коммуникаций в узле с учетом перспективного развития всех видов транспорта. Кроме того, особое внимание уделяется разделу благоустройства, благодаря которому формируется комфортная среда, учитывающая потребности всех групп населения.

­

ТПУ – место концентрации пассажиропотоков и объектов транспортной инфраструктуры на ограниченном пространстве. ТПУ формируется на основе принципов компактности, высокой плотности, смешения видов разрешенного использования территории, связности территорий, приоритета пешехода и общественного транспорта над индивидуальным, и ориентации на пользование им и средствами индивидуальной мобильности. 

Эти принципы повышают экономическую привлекательность территории, за счет чего происходит увеличение плотность людей и застройки в узле и непосредственной близости от него. Развитие пересадочных узлов повышает экономическую значимость прилегающих к ним территорий и делает их точкой роста активности горожан, совмещающая в себе функции обслуживания пассажиров, места жительства, приложения труда и прочие функции.  

Плоскостные

Где все пересадки происходят в основном в уровне земли без строительства капитальных зданий, пешеходных распределительных уровней и конкорсов, это как правило ТПУ с небольшим пассажирооборотом. Такие объекты зачастую реализует город на начальной степени развития ТПУ, они могут быть привлекательны для инвестора при дальнейшем развитии ТПУ и увеличении пассажиропотоков.

Капитальные

Более затратные по капиталовложениям в развитие транспортной инфраструктуры, но наиболее эффективные для пересадки и комфортные для пассажиров. Реализуются, как правило, в ТПУ с высоким пассажирооборотом. Включают в себя единый пересадочный комплекс с пассажирским распределительным уровнем, защищенным от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды и работающим по принципу «сухие ноги», представляющим собой капитальный объект. Распределительный уровень пересекает улично-дорожную сеть и объекты скоростного внеуличного транспорта в разных уровнях и представляет собой либо единое здание, либо комплекс капитальных зданий, включающих в себя коммерческую составляющую.

ТПУ делятся на два типа:

Помимо технологических зданий, обеспечивающих пересадку пассажиров: здания ж/д транспорта, речных портов, пристаней, причалов, транспортных сооружений для обслуживания улично-дорожной сети, зданий пересадочных комплексов, вокзалов, станций, остановок, спасательных служб, гаражно-стояночных объектов, элементов пешеходной и велотранспортной инфраструктуры, в составе ТПУ может быть реализован ряд коммерческих объектов.

Согласно СП 395.1325800.2018 в составе ТПУ возможно размещение следующих, потенциально привлекательных для инвестора, объектов:

  • административно-деловых объектов;
  • торгово-бытовых объектов;
  • спортивно-рекреационных объектов;
  • общественно-деловых объектов;
  • производственных объектов,
  • а также иных объектов, предназначенных для размещения в составе общественно-деловых зон в соответствии с СП 42.13330, например:
  • жилых объектов;
  • гостиниц и апартаментов.

Расстояние пешеходной доступности от станций СВТ, возле которых формируется ТПУ составляет 700-800 м от входа на станцию. Расстояние между различными пересадочными элементами ТПУ составляет от 100 м до 450 м, а время на пересадку нормируется 5 минутами. Но зачастую, и время, и расстояние могут превышать нормативные показатели. Улучшение этих показателей является одним из определяющих факторов для разработки ППТ ТПУ в городе.

Таким образом, все участки в радиусе пешеходной доступности от станций скоростного внеуличного транспорта попадают в зону развития ТПУ и могут быть застроены и реорганизованы в составе ППТ ТПУ с учетом интересов правообладателей и других заинтересованных лиц.

Основания и условия разработки

ППТ ТПУ – городской проект по развитию транспортной инфраструктуры, основанием для его разработки является распоряжение Москомархитектуры.

На стоимость и сроки разработки повлияют:

  • Качество исходных материалов;

  • Градостроительные и земельно-имущественные ограничения в границах разработки ТПУ (наличие в границах федеральной земли, предприятий и объектов с ЗОУИТ по соседству, прочие обременения);

  • Территориальная принадлежность участка: Москва / МО / Регион РФ

  • Разрабатываемые в узле проекты планировок территорий и линейные объекты. Взаимоувязка сразу нескольких разрабатываемых объектов в ТПУ усложняет проектирование и согласование, но это наша обычная практика!

Состав работ

ППТ ТПУ включает в себя все необходимые для дальнейшего проектирования разделы, затрагивает вопросы дорожного развития, инженерного обеспечения, ГО и ЧС, экологических аспектов развития, защиты памятников культуры и охраняемых природных территорий, разрабатывается с учетом действующих нормативно-технических документов.
В проект входят: 

1. Чертежи планировки территории, включающие в себя:

  • Красные линии
  • Границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры
  • Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства

2. Положение о характеристиках планируемого развития территории
3. Положения об очередности планируемого развития территории
4. Материалы по обоснованию проекта

В составе проекта планировки территории возможна разработка и включение таких градостроительных документов как:

  • Проект межевания территории
  • Градостроительный план земельного участка
  • Проект организации дорожного движения
  1. Входит дополнительно:
  • Макро- и микромоделирование транспортных потоков
  • Схема маршрутизации общественного транспорта
  • Разработка BIM модели для проекта.

­

Привлекательным для инвестора является разработка капитального ТПУ с наибольшими пассажиропотоками, в узел в которых интегрирована коммерческая составляющая. При этом коммерческая часть не должна препятствовать и затруднять движение пешеходных потоков.

­В Институте накоплен большой объем аналитических данных, позволяющих разрабатывать ТПУ различной степени сложности, а также самое большое сообщество профессионалов, занимающихся развитием этого направления в транспортной сфере градостроительной деятельности. Институт занимается разработкой проектов планировки ТПУ любой сложности, не ограничиваясь пределами Москвы, имеет опыт сотрудничества с международными проектными и архитектурными бюро.

Разработка концепций развития ТПУ, учитывающих потребности города и интересы инвестора для формирования удобной и быстрой пересадки пассажиров и создания комфортной среды для жителей города – одно из основных направлений работы транспортного сектора Института Генплана Москвы.

Наши преимущества

Институт долгое время занимается развитием ТПУ не только в практическом, но и в нормативном ключе. Совместно с Москомархитектурой мы готовили Постановление правительства Москвы «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве» от 06.09.2011 , определяющее развитие 252 ТПУ в Москве. Специалистами Института разработан СП 395.1325800.2018 «Свод правил Транспортно-пересадочные узлы», нормирующий правила проектирования ТПУ в РФ
Московский опыт

Институт принимал непосредственное участие в разработке ТПУ на всех крупных инфраструктурных транспортных проектах в Москве, включая МЦК, МЦД и все новые станции метрополитена. В Москве реализуется порядка 100 ТПУ и практически все разработаны с участием Института Генерального плана Москвы. Большой опыт в разработке и согласовании ТПУ, а также продолжительное сотрудничество с Москомархитектурой существенно повышают вероятность принятия разработанного Институтом проекта городом.

Сопровождение

Представляем проект, снимаем замечания и дорабатываем материалы по результатам рассмотрения согласующими органами и после общественных обсуждений. Институт занимается разработкой проектов планировки ТПУ любой сложности, при этом не ограничиваясь пределами Москвы, имеет опыт сотрудничества с международными проектными и архитектурными бюро. 

Видение будущего

В составе работы над ППТ ТПУ учитываются не только перспективы развития транспортной системы, но и развитие города в целом, включая прирост населения и мест приложения труда. Поэтому при проектировании мы используем данные макро- и микромоделирования, расчет прогноза пассажиропотоков в узле, а также уделяем особое внимание пешеходным коммуникационным элементам и развитию благоустройства вблизи ТПУ для удобства доступа к станциям.

Процесс работы над проектом

Каждый ТПУ индивидуален, поэтому наши специалисты проводят комплексный градостроительный анализ, на основе которого определяют место, функционал и объем коммерческих объектов, исходя из потребностей жителей, загруженности транспортной системы с учетом перспектив городского развития.
1
Подача предложения о застройке территории заказчиком

Предварительный этап, для которого мы можем разработать проект градостроительного потенциала с предложением границ участка.

2
Решение о разработке ППТ

Уполномоченный орган принимает решение о разрешении разработки проекта планировки.

3
Договор и ТЗ

Заключаем договор и разрабатываем техническое задание.

4
Сбор материалов

Собираем исходные данные, эскизы, требования к размещению совещания. Затем проводим постадийные обсуждения с заказчиком.

5
Рассмотрение проекта

Проект отправляется заказчику, который перенаправляет его в уполномченный к рассмотрению орган власти.

6
Общественное обсуждение

После одобрения назначаются публичные слушания либо общественные обсуждения. В первом случае проводится очная презентация проекта, с вопросами и обсуждением, во втором проходит онлайн-обсуждение.

7
Решение по результатам публичных слушаний

После публичных слушаний или обсуждения выносится решение о необходимости изменений или отсутствии таковых. Версия утверждаемой части повторно направляется в орган исполнительной власти.

8
Выпуск распорядительного документа

Уполномоченный орган власти утверждает проект своим постановлением.

9
Завершение проекта

Результатом разработки ППТ ТПУ является утвержденный проект постановления, выпускаемый органами власти Москвы, а скорость его утверждения и состав полностью зависят от нашей работы. На основе разработанных нами материалов утверждаемой части проекта планировки ТПУ и обосновывающей части проекта, утверждается будущее наполнение и транспортная схема ТПУ в городе. А сопровождение на всех этапах согласования позволяет сократить сроки утверждения документации.