Московское метро. Сеть. Линии. Станции.


Трехтомник,
который поменяет ваш взгляд
на Московский метрополитен

Издание посвящено проектированию, строительству
и перспективам развития московской подземки

О московском метро уже издана не одна книга. Есть общеизвестные факты, что-то знают только эксперты. Мнения и детали проектирования чаще всего остаются не известными никому, кроме узкого круга посвященных.

Информации о метрополитене в Институте Генплана Москвы накопилось немало. И мы, совместно с Москомархитектурой, хотим сохранить ее и сделать доступной всем.

Статьи о Московском метрополитене и разговоры с причастными к метростроению людьми, чертежи и фотографии станций составляют это издание.

Трехтомник будет интересен как специалистам, так и всем, кто интересуется метро и градостроительством.

О чем книга?

Это история метро: от творческих дискуссий,
в результате которых рождалась первоначальная концепция, до проектирования и наконец строительства системы метрополитена, его линий и станций.

Что нового в издании
 

Книги, как правило, рассказывают о результате.
Мы же решили показать еще и процесс – принятия планировочных, архитектурных решений, трассировок линий.

Впервые мы попытались собрать в одном месте целостную историю создания метро как сети – системы линий и станций. Байки и анекдоты о строительстве метро собраны во втором томе и издаются впервые.

Как появилась книга

 

Авторы книги – профессиональные исследователи истории архитектуры, действующие инженеры и архитекторы, проектировавшие московское метро.

По инициативе Института Генплана эксперты отобрали архивные фотоматериалы, собрали произведения народного творчества, связанные со строительством московского метро, побеседовали со специалистами Института и отредактировали тексты – за что мы выражаем благодарность всем трудившимся над изданием.

Истории и вопросы

 

Как со временем изменяется структура принятия решений о внеуличной транспортной сети?
Как оформилась идея пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги?
В чем заключалась идея второго контура метрополитена с новыми линиями?
Почему строятся новые линии, а не продляются старые?
 

Интервью с соавтором

Михаил Крестмейн – один из главных идеологов этого трехтомного издания. О том, как росла и развивалась московская подземка и многом другом – в выпуске видеопроекта «Генплан. Диалоги».

Вступительные слова

Том I. Сеть.

О том, как наши предшественники
и мы приходили к тем или иным решениям.
Юлиана Княжевская
председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы

Спускаясь сегодня каждый день по несколько раз в метро и даже не представляя свою жизнь без этого привычного ритуала, мы должны признать: решения, определившие схему строительства Московского метрополитена в 30-е годы прошлого века, были гениальны! Проектирование сети метрополитена — это сложная многофакторная задача. Но это еще и очень интересная задача, и в ее решение Институт Генплана Москвы совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству вкладывают все свои знания, современные методы моделирования, свой интеллект, свою душу.


Том II. Линии.

В первой части рассказываются истории строительства линий метро, во второй – цикл исторических анекдотов.
Николай Шумаков
архитектор

Том «Линии» для меня особенный, очень близкий мне лично, ведь станции, проектированием которых я занимаюсь, нанизываются на линии, а сочетание линий создает сеть. Без одного нет другого. Сегодня мы снова мыслим и работаем глобально, не станциями, а линиями. Мы вернулись к практике, когда пусковые комплексы состоят не из одной-двух станций, а из нескольких, когда появляются новые радиусы, а не только продлеваются старые. На наших глазах проекты, лежавшие десятилетиями без движения, стали воплощаться в жизнь.

Том III. Станции.

Иллюстрированная эволюция уникальных архитектурных решений, облика и стиля московского метро.
Татьяна Гук
Директор Института Генплана Москвы

Наслаждайтесь визуальным рядом, который долго и тщательно выстраивали авторы настоящего тома, и пусть ваш взгляд немного отдохнет после утомительного всматривания в путаные, зачастую совершенно непонятные, но такие важные схемы и таблицы.

Авторы

Книга создана авторским коллективом под руководством председателя Москомархитектуры Ю.В. Княжевской, главного архитектора города Москвы С.О. Кузнецова
и директора Института Генплана Москвы Т.Н. Гук.
Анна Броновицкая
Архитектуровед, историк архитектуры, архитектурный критик, куратор. Специалист по архитектуре советского модернизма, популяризатор советской архитектуры
Михаил Крестмейн
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, главный инженер Института Генплана Москвы
Александр Змеул
Кандидат исторических наук, историк архитектуры и градостроительству Москвы 20-21 вв., специалист по архитектуре метрополитена и транспортных сооружений
Леонид Перский
Генеральный директор «Интерфакс-Центр», автор и независимый издатель
Наталья Мурадова
Архитектурный журналист
Игорь Бахирев
Кандидат технических наук, руководитель научно-проектного объединения транспорта и дорог Института Генплана Москвы
Дмитрий Гончарук
Журналист, москвовед, исследователь советской архитектуры

Книга подготовлена к печати в отделе маркетинга Института Генплана Москвы.

Над проектом работали:

Начальник отдела Арсений Пенкин
Дизайнер и верстальщик Виктория Ехтарян
Редакторы: Ксения Лошманова, Анатолий Белов
Менеджер проекта Анна Александрова
Корректор Анастасия Варчева

Как купить?

Мы планируем открыть продажи в ближайшее время.
Чтобы узнать о старте продаж в числе первых, оставьте ваши контакты в форме ниже:

Благодарим за помощь
в создании книги:

  • Научно-техническую библиотеку ГБУ «Мосстройинформ»
    и лично Елену Осипову и Елену Давыдову
  • АО «Метрогипротранс» и лично Николая Шумакова, Наталью Шурыгину, Александра Орлова, Александра Некрасова, Леонида Борзенкова
  • Музей Москвы
    и лично Алину Федорович и Евгению Смелову
  • Музей современной истории России
  • ГУП «Московский метрополитен»
    и лично Павла Сухарникова, Константина Черкасского и Михаила Шульгу
  • Агентство стратегического развития «Центр»
    и лично Сергея Георгиевского и Татьяну Косареву
  • Архитектурное бюро Тимура Башкаева
    и лично Тимура Башкаева
  • Пресс-службу Стройкомплекса Москвы
  • Руководителей и специалистов транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы и лично Юлию Бочкареву и Ольгу Панкину